Ранний возраст

Дидактические игры с куклой

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Проведение подобных занятий требует от воспитателя предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.

Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелик

(1—3).

Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например, разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

 

Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню»

Задачи: учить принимать игровую ситуацию - купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами, слушать звучащую образную стихотворную речь; развивать игровой опыт; привлекать к обращению друг к другу с просьбами; формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т.д.), отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним, проявлять интерес к взрослым, их действиям; уточнить названия предметов туалета (мыло, мыльница, полотенце, расчёска); словесно обозначать характер действий (намылить, смыть, вытереть).

Оборудование: куклы - голыши, ванночка или тазики, мыло (кирпичик или другой заместитель), мыльница, полотенца, кран с водой.

Воспитатель привлекает внимание детей к столу, на котором расположена ванночка с куклой голышом, рядом размещены туалетные принадлежности.

Воспитатель. Кукла Таня просит её искупать, она ещё маленькая, сама мыться не умеет. Давайте её искупаем, поможем ей вымыться. Чтобы куколка была чистой, мы возьмём мыло, намылим куколку и смоем потом пену водичкой. Какая нужна водичка-холодная или горячая?

Если дети затрудняются, то воспитатель говорит: «Правильно тёплая!» После этого воспитатель открывает кран с водой, «наполняет» ванночку, обращая внимание детей на то, как "поёт" текущая из крана вода ("с-с-с"), приглашает куклу Таню купаться, ласково разговаривает с ней.

Давай, Таня, полью тебе водичку на спинку, помою мылом ножки.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался роток!

Дети, хотите помочь мне искупать наших кукол?

Воспитатель раздаёт необходимый подготовленный игровой материал. Все дети вовлекаются в игру, выполняют действия по показу и инструкции.

Дети, посмотрите, куклы стали чистые, но им холодно, надо быстро завернуть их в полотенце, чтобы они не простудились.

Воспитатель повторяет потешку 3-4 раза и предлагает детям повторять слова. Затем от имени кукол благодарит детей.

 

Дидактическая игра «Кукла Оля обедает"

Задачи: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщённое понятие посуда, первичные представления о происхождении вещей; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; привлекать к называнию знакомых слов, составлять предложения с ними по теме.

Оборудование: куклы, стол, стульчики по количеству кукол, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.

Воспитатель приглашает детей к куклам. Говорит от имени большой куклы.

Кукла. Рая, Машенька и Женя, мойте руки хорошо, не жалейте мыла!

Дети подходят к крану с "водой", «намыливают» руки, «смывают» пену, «вытирают» насухо.

Я уж стол накрыла, всем поставила приборы, всем салфетки раздала.

Воспитатель. Дети, а что стоит на столе?

Дети отвечают.

Для чего нужны ложки?

Дети отвечают.

А для чего нужны салфетки?

Дети отвечают.

Давайте посадим кукол за стол и покормим их.

Кукла. Прекращайте разговоры - я вам супа налила.

Воспитатель. Что нужно, чтобы накормить кукол супом?

Дети. Кастрюля, в кастрюле варят суп, тарелка, в тарелку наливают суп, суп едят ложкой.

Воспитатель. Давайте покормим кукол супом, приговаривая: «Ешьте суп, он вкусный. Ешьте аккуратно!"

По окончании "еды" предлагает детям вытереть рот салфеткой.

А теперь можно пить компот. Компот налили в чайник. Алёна, возьми чайник и "налей» в чашечки "компот".

Ребёнок выполняет.

Скажи, Наташа, что пьют куклы?

Ребенок. Они пьют компот.

Воспитатель. Из чего они пьют компот?

Дети. Они пьют компот из чашки.

Воспитатель. Молодцы, всё съели! Что нужно сказать?

Дети. Спасибо.

Воспитатель. А теперь нужно помыть посуду. Дети что мы будем мыть?

Дети. Посуду.

Воспитатель. У кукол опять будет красиво в комнате, все будет чисто и стоять на своих местах.

Продолжается самостоятельная игра в игровом уголке.

 

Дидактическая игра «Накормим куклу Машу»

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в другую ситуацию.

Оборудование: кукла Маша; игровой стол и стулья; чайная посуда; приборы.

Воспитатель привлекает внимание детей к покрытому красивой скатертью столику, просит детей поставить на стол всё необходимое: чайник, чашки с блюдцем, чайные ложечки, сахарницу, вазы с угощением. Воспитатель вносит куклу Машу, здоровается с детьми, от имени детей приглашает Машу за стол, дети предлагают Маше чай, различные угощения: баранки, печенье, пирожки, приготовленные из солёного теста. Воспитатель повторяет названия угощений, ласково приглашая куклу сесть за стол вместе с детьми. Предлагает ребёнку налить чай в чашечки, положить сахар, размешать его и угощать куклу и детей. Дети вместе с куклой и воспитателем «пьют» чай, приговаривая: «Как вкусно!», «Угощайтесь, пожалуйста». По окончании чаепития кукла Маша благодарит детей за угощение, обещает прийти ещё.

Дидактическая игра «У Танюшки День рождения»

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: кукла Таня; сервированный стол с расставленными приборами; игрушки, которые приглашены на день рождения.

Воспитатель от имени куклы Танечки приглашает детей на день рождения. Дети со своими игрушками от их имени здороваются с Танечкой, поздравляют ее с днём рождения и садятся за накрытый праздничный стол. Танечка угощает детей конфетами, фруктами, чаем. Дети благодарят, выражают радость ("Как всё вкусно!"), просят подать что-либо или налить чай. В конце чаепития дети благодарят Танечку, а она приглашает всех гостей с ней потанцевать.

 

Дидактическая игра «Что подарим Мишке на День рождения?»

Задачи: продолжать развивать потребность в общении с взрослыми, доброжелательность к ним, воображение; учить передавать свои представления о назначении предметов в повседневной жизни.

Оборудование: плюшевый мишка с красным бантом на шее, бочонок с мёдом, шишка, маленькие игрушки-мишки, мячики (количество игрушек по количеству детей).

Воспитатель. У вашего друга Мишки - Топтыжки сегодня день рождения, он пригласил всех вас к себе в гости. Вы хотите пойти на день рождения к Мишке-Топтыжке?

Дети отвечают.

А что нужно приносить на день рождения?

Дети. Подарки.

Воспитатель. Давайте выберем подарки и пойдём в гости, на день рождения мишки.

Дети выбирают со стола понравившиеся «подарки» и переходят в другой угол комнаты, где за столом сидит нарядный мишка. Дети здороваются с мишкой и садятся на стульчики. Воспитатель предлагает детям поздравить Мишку-Топтыжку и подарить ему подарки. Дети по очереди поздравляют.

Сережа, что ты подаришь мишке?

Ребёнок отвечает.

А для чего ему нужен бочонок с мёдом?

Ребенок. Мишки любят, есть мёд.

Если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает ему составить предложение и просит повторить.

Воспитатель. А что подарит Данил Мишке?

Ребенок. Я подарю Мишке-Топтыжке шишку.

Воспитатель. Зачем нужна мишке шишка?

Ребенок. Он грызёт шишки.

Воспитатель. А кого ты подаришь Мишке - Топтыжке, Юра?

Ребенок. Я подарю ему мишку.

Воспитатель. А зачем ему мишка?

Ребенок. Мишкам будет весело.

Аналогично дарят другие игрушки. Воспитатель от имени мишки благодарит детей.

 

Дидактическая игра «Кукла хочет спать»

Задачи: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); научить ласково, обращаться с куклой.

Оборудование: кроватки (по количеству играющих детей), одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрацы, стулья, куклы.

На столе (ковре) расставлены кроватки.

Воспитатель. Мы сегодня будем...

Дети (подсказывают). Укладывать кукол спать.

Воспитатель. Правильно, укладывать спать нашу Машу. Куда положим Машу?

Дети отвечают.

Правильно, на кровать. Сиди, Маша, около кроватки, мы тебе всё приготовим.

Воспитатель достаёт по очереди необходимые предметы, медленно и чётко действует, комментируя короткой фразой.

Это матрац. Что это и зачем?

Дети отвечают.

Правильно, это матрац, чтобы мягко было спать. На матрац мы кладём...

Дети отвечают.

Правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался.

Так комментирует и обговаривает каждый предмет.

Ложись, Машенька, голову клади на подушку, я накрою тебя одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою. (Поёт колыбельную песню, привлекая детей подпевать.) Баю-баю-бай.

 

Дидактическая игра «Расти, коса, до пояса»

Задачи: познакомить с парикмахерскими принадлежностями (расчёска, фен, бигуди); учить ориентироваться, а пространстве группы: знать расположение и назначение различных центров активности, самостоятельно находить себе занятие, использовать игрушки - заместители; обогащать и развивать словарный запас за счёт слов: стричь, сушить волосы, причесываться.

Оборудование: уголок «парикмахерская», куклы, расчёска, ножницы, кувшинчик для воды, фен, пеньюары большие для детей и маленькие для кукол.

Воспитатель привлекает внимание детей к уголку для игры в парикмахерскую.

Воспитатель. Для чего стоит здесь этот уголок?  Дети отвечают.

Правильно, это парикмахерская, сюда приходят взрослые и дети, чтобы подстричься. Кто из вас ходил в парикмахерскую с мамой?

Дети отвечают.

Сегодня я парикмахер, а вы будите приходить ко мне стричься. Кто первый заходит?

Дети отвечают.

А остальные немножко подождите.

Что вам нужно сделать? (Обращается к ребёнку.) Сначала мы наденем пеньюар, чтобы не испачкать одежду. Давайте помоем голову вашей дочке, польем водичкой, намылим (используем кирпичик-мыло), смоем опять водичкой и высушим полотенцем. Садитесь перед зеркалом, я буду вас стричь (Выполняет действия). Красиво получилось. Теперь я посушу волосики феном и причешу их. Кто следующий?

Игра повторяется. Можно предложить роль парикмахера ребенку. Воспитатель следит и при необходимости поправляет последовательность действий.

 

Дидактическая игра «Кукла Катя проснулась».

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

Ход игры.

 Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.

На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Если в игре участвует несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.

Взрослый объясняет правила игры:

- Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.

Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит:

- Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?

- Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.

- Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?

Один ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

- Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит.

Обращаясь к одному ребенку:

- Поищи другое платье.

Ребенок находит платье побольше, примеряет кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.

- Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.

- Надо сначала трусики и майку надеть, - отвечают дети.

- Значит, их надо найти. Кто найдет трусики и майку для куклы Кати? Только не ошибитесь!

Один ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.

Таким образом, находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

Одетых кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.

 

Дидактическая игра «Кукла заболела»

Программное содержание.

Закрепить и расширить представления детей о работе врача, его действиях и инструментах, которыми он пользуется.

Обогатить словарь детей понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник, лекарство.

Побуждать к использованию в речи законченных предложений.

Воспитывать умение сочувствовать.

Дать понятие о том, что к больному нужно пригласить доктора, проявить сочувствие, заботиться о лечении.

Способствовать развитию сюжетной игры.

Материалы и оборудование:

дидактическая кукла, её кроватка и постельные принадлежности;

телефон;

набор атрибутов для игры в «Больницы»;

белый халат и шапочка доктора – для воспитателя;

чайная посуда, столик, стульчик, знакомая детям книжка.

Ход занятия

Воспитатель.

- Посмотрите, ребята, кто это к нам пришёл? Это кукла наша, зовут её Наташа.

Любят куклу все ребятки:

Таня с ней играет в прятки,

Даша кормит куклу кашей,

Молоком поит из чашки,

Соня ванну принесла – Куклу вымыла она.

Будет чистою Наташа.

Спать её уложит Саша.

Станет кукла засыпать, Детки будут напевать:

«Баю-бай, баю-бай,

Спи, Наташа, засыпай».

- Нравится вам наша куколка? Давайте с нею поздороваемся, скажем: «Здравствуй, Наташа». (Дети здороваются.) Хотите пригласить Наташу с нами поиграть? Скажи, Дима: «Наташа, иди с нами играть». (Ребёнок повторяет.)

Игра «Кукла пляшет».

(Кукла пляшет и внезапно падает.)

- Ой! Упала Наташенька! Ей больно! Она плачет. Давайте её пожалеем:

Не плачь, не плачь – куплю калач!

Не плачь, не кричи – куплю тебе три!

(Дети жалеют куклу, гладят её по голове.)

- Наташа сильно ударилась, она заболела, надо уложить её в постель и вызвать врача. Вот кроватка, а где матрасик? Дай, Даша, матрасик. Принеси, Настя, простынку. Теперь что нужно? Верно, подушечку. Принеси, Лёша, подушечку.

Вот тебе под спинку мягкую перинку,

Сверху на перинку – чистую простынку.

Вот тебе под ушки – мягкую подушку...

- Чтобы куколку уложить, её нужно раздеть. Что сначала снимем? Да, платье. Снимем и аккуратно повесим на стульчик. (Дети раздевают куклу и укладывают в кроватку, укрывают одеялом.) Чтобы Наташенька быстрее выздоравливала, надо пригласить к ней врача. Вот у нас телефон. Давайте позвоним и скажем: «Доктор, приезжайте скорее: у нас кукла заболела».

(Дети говорят по телефону.)

- Врач приедет к Наташе на машине. Пока он едет, давайте споём песенку про машину.

Песня «Машина» (Муз. Т. Попатенко; сл. Н. Найдёновой).

(Воспитатель надевает шапочку и халат доктора.)

- Здравствуйте, кто у вас болен? Я врач. Приехал к вам на машине. (Дети объясняют, что случилось.) Сначала давайте измерим температуру. Где у вас градусник? Помоги, мне, Лена, поставить градусник. Что я делаю? Правильно, я поставила компресс, и голова у Наташи болеть не будет.

- Теперь нужно дать куколке чай и следить, чтобы она не вставала с постели. (Дети приносят чай, угощают Наташу.) Чтобы наша малышка не скучала, давайте, почитаем ей книгу. (Вместе с детьми читаем знакомую книгу.) Наташенька уснула. Не будем ей мешать. Пока она спит, мы пойдём И погуляем.

 

Дидактическая игра «Угостим куклу чаем».

Цель игры: учить пользоваться чашкой, ложкой, благодарить; учить производить цепочку логичных действий; активизировать активный словарь: чай, чашка, ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры: в гости к ребенку приходят куклы, здороваются с ним. Взрослый предлагает угостить кукол чаем, спрашивает, что для этого нужно. Ребенок называет, взрослый достает посуду, просит ребенка ему помочь накрыть на стол, задает вопросы: «Что надо сделать сначала? (Постелить скатерть). Что потом? (Поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки). А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытирать губы после еды)». Ребенок расставляет посуду для своих кукол, взрослый «разливает чай», ребенок угощает своих кукол, вытирает им губы салфеткой. Куклы благодарят малыша. Взрослый хвалит ребенка: «Смотри, какой ты молодец, накрыл на стол, угостил кукол чаем.

 

Дидактическая игра «Научим Степу одеваться на прогулку».

Цель: учить соблюдать последовательность при одевании; активизировать активный словарь за счет существительных, обозначающих названия одежды: носки, колготки, свитер, штаны, шарф, шапка, пальто, варежки, сапоги.

Оснащение: кукла-мальчик, соответствующая одежда для куклы.

Ход игры: раздается стук в дверь, в гости к ребенку приходит кукла Степан. Ребенок здоровается с ним. Степан приносит одежду и «говорит»: «Я собираюсь на прогулку, но не знаю, что одевать, что сначала, что потом!». Взрослый просит ребенка помочь Степе и задает вопросы: «Что это?». Показывает по одному предмету одежды, ребенок отвечает, какая это одежда. Когда все предметы одежды были названы, взрослый спрашивает у ребенка, что нужно одеть сначала, что потом. По ответам ребенка, взрослый одевает куклу. «Ну вот, Степа, запомнил, как надо одеваться на прогулку, а ты?». Затем взрослый хвалит ребенка, кукла говорит «спасибо» и уходит.

 

Дидактическая игра «Помоем руки Маше».

Цель: учить мыть руки, последовательно выполняя цепочку действий; побуждать к речевому сопровождению детей, активизировать словарь за счет существительных: мыло, полотенце, вода течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенце, мыло, куклы для ребенка и взрослого.

Ход игры: в гости приходит кукла Маша, здоровается с ребенком, взрослый обращает внимание ребенка, что у куклы грязные руки. Читает стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях дорожки!

«-Посмотри, какие у Маши грязные руки, что же ей надо сделать?». Ребенок объясняет, что надо вымыть руки. Вместе со взрослым осматривает необходимые предметы: таз, мыло, полотенце. Взрослый задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: засучить рукава, намочить руки кукле и мыло в тазике, затем намылить руки и сполоснуть их водой, положить мыло в мыльницу, еще раз хорошо промыть руки водой и вытереть полотенцем. При этом взрослый читает стихотворение:

Хлюп – хлюп ручками,

Полон мыла таз,

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз,

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется

Причешется, оденется.

Помыв руки, Маше, взрослый спрашивает, все ли ребенок запомнил. Прощается с куклой.

свернуть

Мультфильмы для самых маленьких

Книжный календарь

           

свернуть

Список произведений художественной литературы и фольклора для детей раннего возраста

Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки.
Белорусские народные песенки и потешки: «Сонейка-сонца», «Мышка, мышка, дзе была?», «Го-го-го-го, гусачок», «Верабейчык», «Белабока-сарока», «Трах-бах-тарабах», «Божая кароўка», «Чэ-чэ,чэ-чэ, сарока!», «Люлі-люлі, люляшу», «Ай, люлі-люлі-люлечкі», «Ішла каза», «Люлі-люлі-маленькі», «Ходзіць певень па капусце», «Люляю-люляю»,
«А ты, коцінька-каток», «Апсік, апсік, каточак», «Кую, кую ножку», «Гушкі, гушкі, гушкі», «Сарока-варона», «Чыкі-чыкі, сарока!», «А ты, каток шэры», «Люлі-люлілюлечкі», «Люлі-люлі-люлі», «Кукарэку, певунок», «Не хадзі, коцік», «У куце сядзіць мядзведзь», «Ладкі ладком», «Ладу, ладу, ладкі», «Баю-баінку, баю», «А курачкарабушэчка», «Сядзіць мядзведзь на калодзе», «Бычок», «Іграў я на дудцы», «Сядзіць сыч на капе», «Ідзі, ідзі, дожджыку», «Горкай, горкай, горачкай», «А шэрая козанька...»,«Сунічкі», «Ходзіць сон каля вакон...».
Русские народные песенки и потешки: «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик» и др., «Петушок, петушок», «Курочка», «Киска, киска», «Катя, Катя», «А баиньки, баиньки», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Наша Маша», «Ой, ду-ду», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали», «Как у нашего кота»,
«Чики-чики-чикалочки», «Большие ноги...», «Наши уточки с утра...», «Пошел котик на торжок...» (обр. М. Булатова), «Заяц Егорка...», «Из-за леса, из-за гор», «Бежала лесочком лиса с кузовочком...», «Огуречик, огуречик...», «Солнышко, ведрышко...», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Кисонька-мурысенька», «Ай, качи, качи,качи!», «Сорока-белобока», «Травка-муравка», «Пальчик-мальчик», «Ножки», «Скокпоскок», «Божья коровка», «Ах, ты, радуга-дуга», «Пошел котик во лесок», «Уж как я ль мою коровушку люблю!..», «Барашеньки крутороженьки», «Заинька», «Идет лисичка по мосту...», «Каравай» (обр. М. Булатова), «Котик серенький присел», «Мыши водят
хоровод» (обр. О. Капицы, Г. Виноградова), «Ночь прошла...» (обр. И. Карнауховой), «Полно, беленький снежочек...» (обр. П. Шейна), «Рано-рано поутру...», «Сидит белка на тележке...», «Стучит, бренчит по улице...», «Ты умница», «Чики-чики-чикалочки...».
Песенки и потешки народов мира: «Я козочка» ; «Ой, в зеленом бору»; «Снегирек» ; «У маленькой Мэри», «Ветрено в марте», «Перчатки», «Не опаздывай» ; «Курочка моя», «Дай молочка, Буренушка», «Ежик и лисица»; «Веснянка»; «Люли, люли, моя крошка»; «Беленький котенок»; «Ласточка проворная»; «Дождь!», «Ручки,спляшите разок...»; «Дедушка Рох», «Сапожник»; «Пастушок»; «Лошадка пони», «Крошка Вилли Винки»; «Вверх лети, малютка...»;
«Зимой»; «Знаю, знаю, не признаюсь...»; «Кузнец»; «Маленькие феи»; «Несговорчивый удод»; «Ослик мой, быстрей
шагай...»; «По деревьям скок-скок...»; «Приходите в гости»; «Семейка»; «Спи, мой маленький джигит...»;
«Танцуй, моя кукла...»; «Что за грохот, что за стук?..»; «Шел ягненок по дорожке...»; «Шило солнышко рубашку...»; «Три веселых братца»; «Бу-бу, я рогатый»; «Котауси и Мауси»; «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...» ; «Разговоры» .
Белорусские народные сказки: «Муха-пяюха», «Коцік Петрык і мышка», «Дзедава рукавічка», «Ганарыстая варона».
Русские народные сказки: «Репка»; «Рэпка»; «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлятки и волк; «Казляняткі і воўк»; «Теремок», «Маша и медведь»; «Маша і Мядзведзь»; «Как коза избушку построила».
Сказки народов мира: «Ленивая Бручолина»; «Почему кот моется после еды»; «Крошка-Малышка»; «О Лисе и Кошке»; «Воробей и Лиса»; «Бедняк и богач».
Литературные сказки: Л. Толстой. «Три медведя», «Тры мядзведзі»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; В. Сутеев. «Кто сказал «Мяу»?», «Хто сказаў «Мяў»?»; Е. Шварц. «Сказка о Василисе-Работнице».
Произведения белорусских поэтов: Змітрок Бядуля. «Гэй, мой конік!»; Васіль Вітка. «Бабіны госці», «Коця і Каця», «Дожджык», «Калыханка»; І. Муравейка. «Адмарозіў лапкі», «Я сама»; А. Дзеружынскі. «Сняжынкі», «Сані», «Гусанькі»; А. Якімовіч. «Мядзведзь», «Ліска»; Н. Галіноўская. «Калыханка», «Коцік-варкоцік»; Н. Тулупава. «Вушкі», «Вочкі», «Маміна дачушка»; Т. Кляшторная. «Дапамагу», «Гаспадыня», «Паўцякалі цацкі»; К. Буйло. «Дзіцячы сад»; А. Пысін. «Ластаўка», «Матылёчкі-матылі», «Славіны чаравічкі»; Г. Багданава. «Збанок», «Маляваны дыванок»; В. Гардзей. «Коцік», «Часнок», «Вітамін»; Максім Танк. «Ехаў казачнік Бай», «Галінка і верабей»; В. Шніп. «Кураняты»; Л. Шырын. «Доктар»; У. Луцэвіч. «Птушачка», «Май»; М. Мятліцкі. «Сунічка»; П. Прануза. «Верабей прымае душ», «Грыбнік», «Снегіры»; С. Грахоўскі. «Ласяня», «Калыханка»; Г. Іванова. «Свята», «Валёнкі», «На кані скачу»; Г. Каржанеўская. «Пагладжу вожыка»; У. Карызна. «Самая лепшая!»; Я. Крупенька. «Шпак», «Аленка», «Рабінка»; А. Лойка. «Верабейчык», «Вожык»; М. Чарняўскі. «Новы год», «Конік»; І. Шуцько. «Яечка», «Сняжок»; Е. Лось. «Мая лялька», «Зіма»; У. Корбан. «Карова», «Авечка»; К. Лейка. «Гарабей»; Кандрат Крапіва. «З Новым гадам»; П. Марціновіч. «Навальніца»; М. Скрыпка. «Карась», «Шчупак»; М. Шаховіч. «Чабурашка»; Р. Барадулін. «Калыханка»; Д. Бічэль. «Коні»; Зоська Верас. «Сонца свеціць»; А. Вольскі. «Куркі»; Янка Журба. «Бабулька і козлік»; А. Кавалюк. «Мыюцца
кацяняты»
Произведения русских поэтов: А. Плещеев. «Травка зеленеет», «Осень» (в сокращении); В. Жуковский. «Птичка», «Котик и козлик»; Л. Мей. «Колыбельная песня»; М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный»; А. Прокофьев. «Солнышко»; А. Барто.«Игрушки» («Козленок», «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик»), «Цацкі» («Мішка», «Бычок», «Слон», «Самалет», «Конік», «Грузавік», «Мячык», «Зайка», «Казляня») (пер. Л. Заболоцкой); «Птичка», «Кто как кричит», «Девочка-ревушка», «Солнышко»; В. Берестов. «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок», «Петушки», «Сова и синица»; З. Александрова. «Елочка», «Катя в яслях», «Капель», «Одуванчик», «Топотушки» («Утром», «Вкусная каша», «Топотушки», «Сама», «Раз-два-три-четыре-пять!», «Купанье», «Что взяла, клади на место», «Плохая девочка»); Э. Мошковская. «Мчится поезд», «Митя – сам», «Капризы»; О. Высотская. «Холодно», «На санках», «Елочка», «Флажок», «В марте есть такой денек...»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Введенский. «Мышка»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»;Е. Благинина. «Дождик, дождик...», «С добрым утром», «Свети, свети, солнышко»; М. Клокова. «Мой конь»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь», «Послушай, мишка...»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок); А. Пушкин. «Месяц, месяц, мой дружок», «Ветер, ветер! Ты могуч...», «Свет наш солнышко!..», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»), «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); А. Введенский. «Мышка»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря»; Саша Черный. «Жеребенок»; Даниил Хармс. «Веселые чижи»; С. Городецкий. «Кто это?»; Б. Заходер. «Ежик», «Портниха», «Строители», «Черепаха», «Шофер»; В. Катаев. «Ежик»; И. Косяков. «Все она»; Г. Ладонщиков. «Я под краном руки мыла...» (из стихотворения «Про знакомые дела»); Л. Модзалевский. «Мотылек»; Н. Найденова. «Машина»;И. Никитин. «Зашумела, разгулялась...» (из стихотворения «Песня»); М. Пляцковский. «Мед»; О. Полончук. «Лисица», «Хорек»; Г. Сапгир. «Кошка»; И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Ели»; В. Хорол. «Зайчик».
Произведения зарубежных поэтов: М. Мревлишвили. «Важный петух»; В. Стоянов. «Ласточка»; «Петух», «Воробей»;
М. Карем. «Мой кот», «Цыпленок»; В. Ладыжец. «Наш Прокопчик» ; Г. Виеру. «Ежик и барабан»; П. Воронько. «На кораблике» (пер. с укр. З. Александровой), «Обновки», «Хитрый ежик»; П. Дорошко. «Купім Надзі чаравічкі»; С. Капутикян. «И меня!»; «Кто скорее допьет?», «Маша обедает», «Все спят»; К. Малина. «Письмо дедушке»; С. Мурадян. «Мама и весна»; А. Мясткивский. «У зайчыка лапкі...», «Коцік прачынаецца»; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».
Произведения белорусских писателей: А. Кобец-Філімонава. «Мароз, Чырвоны нос»; В. Хомчанка. «Хлеб»; Т. Бушко. «Сняжынка».
Произведения русских писателей: Л. Толстой. «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес...», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «У Розки были щенки», «Пошла Катя»; К. Ушинский. «Бишка», «Бішка», «Васька», «Два козлика», «Гуси»; Е. Чарушин. «Курочка», «Кто как живет» («Заяц», «Белка»), «На нашем дворе»; К. Чуковский. «Цыпленок», «Куранятка»; В. Сутеев. «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал «Мяу»?», «Цыпленок и Утенок»; Я. Тайц. «Кубик на кубик», «Кубік на кубік», «Карандаш», «Впереди всех», «Поезд», «Цягнік», «Кыш», «Праздник»; Н. Калинина. «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», «Как ребята переходили улицу»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка», «На машине»; Л. Воронкова. «Бедовая курица»; Е. Боровой. «Кукла», «Лялька»; Г. Скребицкий. «Заяц-беляк» и др.
Произведения зарубежных писателей: Д. Габе. «Мама» (из книги «Моя семья»); Д. Биссет. «Га-га-га!»; Е. Бехлерова. «Капустный лист»; Ю. Ванаг. «Ку-ку!»; «Першы снег»; В. Сухомлинский. «Воробьи плачут от холода», «Вераб’і плачуць ад холаду» , «Моя мама пахнет хлебом»; Ю. Ярмыш. «Маланка і Гром» .

свернуть