«Внедрение ЛЕГО - технологии в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»
Кубики LEGO используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности LEGO, надо сказать что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
LEGO - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Как известно, применение LEGO способствует:
- Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
- Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Основные принципы
-доступность и наглядность
-последовательность и систематичность обучения и воспитания
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.
Основной идеей создания «LEGO-центра», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
1.LEGO-дупло-дети могут примерить различные профессии, побывать пожарниками, врачами, гонщиками, летчиками, водителями, фермерами. Девочки могут заняться устройством дома из нескольких комнат;
2.LEGO-техника-представляет наборы транспортных средств: гоночные автомобили, вездеходы, машины-амфибии, вертолеты, подводные лодки и т.д.
3.LEGO-город-можно выстроить город с полицией, телевизионной съемочной группой, мастерскими, пляжем, космодромом.
4.LEGO-даста-дает большие возможности для конструирования по замыслу.
Примерный план совместной деятельности педагога и детей:
Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)
Цель первой части - развитие элементов логического мышления.
Основные задачи:
-Совершенствование навыков классификации;
-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
-Активизация памяти и внимания;
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;
-Развитие комбинированных способностей;
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть- собственно конструирование.
Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;
-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек.
Другими словами:
1 этап: Деятельность педагога
-формулирует проблему;
-вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;
-формулирует задачу
Деятельность детей
-вхождение в проблему;
-вживание в игровую ситуацию;
-принятие задачи.
2 этап: Деятельность педагога
-помогает в решении задач
-помогает спланировать деятельность
-организует деятельность
Деятельность детей
-объединение в рабочие группы
-распределение действий
3 этап: Деятельность педагога
-оказывает практическую помощь(при необходимости)
-направляет и контролирует осуществление проекта
Деятельность детей
-формирование знаний, умений, навыков
4 этап: Деятельность педагога
-презентация
Деятельность детей
-представление продукта деятельности
Научить детей элементарным основам LEGO-конструирования будет невозможно, если они не будут знать названия деталей.
Название деталей: (Наглядный показ)
-штырек- составная часть почти каждого элемента лего, необходима для соединения деталей.;
-трубочка-другая половина крепления, которая помогает кубикам держаться.
-кубики или кирпичики- все элементы которые имеют высоту, как и стандартные элементы 1*1;
*миниатюрные макеты городов
*мозаика
*фигуры животных и практически в любой модели , для которой необходимы маленькие строительные детали
*колонны, опорные конструкции
*декоративные цели
-пластина-маленький элемент с большими возможностями
-скос - (иногда называют кубиками крыши) имеют различные формы и углы уклона
-специальные элементы - некоторые элементы LEGO, не так легко поддаются классификации, они могут быть разной формы и разного размера
(эти элементы имеют дополнительную функциональность, они крайне полезны для использования не только во многих обычных, но и в дизайнерских конструкциях)
-техник - цель придание большего реализма и сложности обычным наборам лего. Включают в себя широкий спектр деталей причудливой формы (шестеренки, кубики с отверстиями, оси и т.п.)
-арочные элементы - Созданы для архитектурной детализации
-плитки и панели - плитки-пластины без штырьков; панели- могут быть со штырьками или без них.
-цилиндры и конусы - цилиндрические элементы имеют форму кофейной банки или пивного бочонка; конусы- подобны перевернутым рожкам мороженого
-цилиндрические пластины-2 элемента: «таблетка 1*1; полезная пластина 2*2»
Пластины-основания-элементы с бесполезной нижней частью, могут быть однотонными или иметь определенный рисунок (дорожную разметку)
-декоративные элементы - заборы, окна, деревья, флаги и т.п.
Очень важен цвет.
Цветовосприятие
На протяжении многих лет кубики «LEGO» ассоциировались с тремя цветами: красный, желтый, синий. В 1958г., в продаже были доступны всего 7 цветов: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, прозрачный.
Сегодня наборы «LEGO» включают в себя различные оттенки: темно-зеленый, бордовый, голубой, темно-серый, ярко-оранжевый, розовый.
Лучшие способы соединения кубиков
1.Соединение стопкой
2.Соединение внахлест
3.Ступенчатое соединение
Формы организации обучения
1.Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании)
Детям дается образец постройки- способы воспроизведения
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели- детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов.
Модель-задача - не даются способы решения
Постановка таких задач - эффективное средство активизации мышления
Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу
3.Конструирование по условиям- образца нет – рисунка (схемы) нет - способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение
В процессе конструирования – формируется умение анализировать
Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу- Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.