LEGO технология

Внедрение LEGO-технологии в образовательный процесс

«Внедрение ЛЕГО - технологии в образовательный процесс учреждения дошкольного образования»              

Кубики LEGO используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике лего, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности LEGO, надо сказать что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

LEGO - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - педагогика крайне актуальна в современном мире.

 

Как известно, применение LEGO способствует:

  1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

  1. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Основные принципы

-доступность и наглядность

-последовательность и систематичность обучения и воспитания

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям  в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

Основной идеей создания «LEGO-центра», послужила реализация  возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

 

1.LEGO-дупло-дети могут примерить различные профессии, побывать пожарниками, врачами, гонщиками, летчиками, водителями, фермерами. Девочки могут заняться устройством дома из нескольких комнат;

2.LEGO-техника-представляет наборы транспортных средств: гоночные автомобили, вездеходы, машины-амфибии, вертолеты, подводные лодки и т.д.

3.LEGO-город-можно выстроить город с полицией, телевизионной съемочной группой, мастерскими, пляжем, космодромом.

4.LEGO-даста-дает большие возможности для конструирования по замыслу.

 

Примерный план совместной деятельности педагога и детей: 

Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)

Цель первой части - развитие элементов логического мышления.

Основные задачи:

-Совершенствование навыков классификации;

-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;

-Активизация памяти и внимания;

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;

-Развитие комбинированных способностей;

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть- собственно конструирование.

Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;

-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;

-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

 

Третья часть – обыгрывание построек.

 

Другими словами:

1 этап: Деятельность педагога

-формулирует проблему;

-вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;

-формулирует задачу

Деятельность детей

-вхождение в проблему;

-вживание в игровую ситуацию;

-принятие задачи.

2 этап: Деятельность педагога

-помогает в решении задач

-помогает спланировать деятельность

-организует деятельность

Деятельность детей

-объединение в рабочие группы

-распределение действий

3 этап: Деятельность педагога

-оказывает практическую помощь(при необходимости)

-направляет и контролирует осуществление проекта

Деятельность детей

-формирование знаний, умений, навыков

4 этап: Деятельность педагога

-презентация

Деятельность детей

-представление продукта деятельности

Научить детей  элементарным основам LEGO-конструирования будет невозможно, если они не будут знать названия деталей.

 

Название деталей: (Наглядный показ) 

-штырек- составная часть почти каждого элемента лего, необходима для соединения деталей.;

-трубочка-другая половина крепления, которая помогает кубикам держаться.

-кубики или кирпичики- все элементы которые имеют высоту, как и  стандартные элементы 1*1;

*миниатюрные макеты городов

*мозаика

*фигуры животных и практически в любой модели , для которой необходимы маленькие строительные детали

*колонны, опорные конструкции

*декоративные цели

-пластина-маленький элемент с большими возможностями

-скос - (иногда называют кубиками крыши) имеют различные формы и углы уклона

-специальные элементы - некоторые элементы LEGO, не так легко поддаются классификации, они могут быть разной формы и разного размера

(эти элементы имеют дополнительную функциональность, они крайне полезны для использования не только во многих обычных, но и в дизайнерских конструкциях)

-техник - цель придание большего реализма и сложности обычным наборам лего. Включают в себя широкий спектр деталей причудливой формы (шестеренки, кубики с отверстиями, оси и т.п.)

-арочные элементы - Созданы для архитектурной детализации

-плитки и панели - плитки-пластины без штырьков; панели- могут быть со штырьками или без них.

-цилиндры и конусы - цилиндрические элементы имеют форму кофейной банки или пивного бочонка; конусы- подобны перевернутым рожкам мороженого

-цилиндрические пластины-2 элемента: «таблетка 1*1; полезная пластина 2*2»

Пластины-основания-элементы с бесполезной нижней частью, могут быть однотонными или иметь определенный рисунок (дорожную разметку)

-декоративные элементы - заборы, окна, деревья, флаги и т.п. 

Очень важен цвет.

Цветовосприятие

На протяжении многих лет кубики «LEGO» ассоциировались с тремя цветами: красный, желтый, синий. В 1958г., в продаже были доступны всего 7 цветов: белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый, прозрачный.

Сегодня наборы «LEGO» включают в себя различные оттенки: темно-зеленый, бордовый, голубой, темно-серый, ярко-оранжевый, розовый. 

 

Лучшие способы соединения кубиков

1.Соединение стопкой

2.Соединение внахлест

3.Ступенчатое соединение

 

Формы организации обучения 

1.Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании)

Детям дается образец постройки- способы воспроизведения

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность- важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели- детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных  ее элементов.

Модель-задача - не даются способы решения

Постановка таких задач - эффективное средство активизации мышления

Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу

3.Конструирование по условиям- образца нет – рисунка (схемы) нет - способов возведения нет- Определяем только условия которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение

В процессе конструирования – формируется умение анализировать

Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу- Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.

Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

 

 

свернуть