Развивающие условия

Мини-музей белорусской культуры и быта

Приобщение детей к истокам национальной культуры является актуальным вопросом современной педагогики и эффективным средством формирования личности.

Мини-музей белорусской культуры и быта создает уникальный формат для освоения детьми богатства национальных культурных традиций, уклада жизни народа, духовных ценностей. Он объединяет образовательный процесс с реальной жизнью, открывая доступ для непосредственных наблюдений, знакомства с предметами и явлениями. Музей представляет собой отражение жилого деревенского помещения, где собраны подлинные предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные экспозиции и декоративные элементы, отражающие сезонные изменения. Посетители музея имеют возможность реально прикоснуться к подлинным экспонатам старины, практически все предметы можно не только рассмотреть, но и переставить, играть с ними, потому что физические и эмоциональные ощущения с предметом позволяет сформировать более полное представление об особенностях материалов, их сходстве или различии, способах освоения.

Цель работы мини-музея - приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и народным традициям. Основу музейных экспозиций составляют подлинные предметы старины, которые ярко характеризуют эпоху и образ жизни наших предков. В музее также располагаются выставки современных народных кукол, авторских дидактических игр и пособий, изделий современной керамики, декоративно-прикладного искусства. Дизайн экспозиции представлен таким образом, что заключенная в ней информация легко воспринимается любой категорией посетителей.

Задачами мини-музея являются формирование представлений у воспитанников о народных традициях, обычаях, искусстве посредством прикосновения к творениям прошлого, воспитание общечеловеческих ценностей, нравственных чувств, любви к родному краю и гордости за него.Поставленные задачи реализуются через активные методы с использованием средств и форм музейной педагогики, которые способствуют не только усвоению представлений, но и формированию ценностных отношений в процессе проживания ситуаций общения с культурным наследием.

Включение музея народного быта в образовательное пространство учреждения образования несет весомую педагогическую функцию. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

 

Описание системы работы с воспитанниками и родителями

по приобщению к национальной культуре в условиях мини-музея белорусской культуры и быта

 

Основными формами работы по приобщению воспитанников к национальной культуре являются специально организованная деятельность, игры, занятия, экскурсии, выставки, праздники, развлечения, театрализованные представления.

В основу музейных занятий заложены игровые принципы погружения в историческую, адаптированную для детского восприятия среду, которая позволяет детям использовать имеющиеся у них представления и жизненный опыт, активизировать поисково-исследовательские умения.  При отборе экспонатов учитываются возрастные особенности и возможности детей,на одном занятии для рассматривания отбирается не более двух-трех предметов. Первые занятия носят обзорный характер, что помогает сформировать понятие о музее как о здании, где хранятся красивые вещи, освоиться в пространстве,вызывает положительный эмоциональный отклик.

Первоначально дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними; затем - с историей предмета, его возникновением, акцентируется внимание на зависимость предметов от образа жизни людей. Знакомство детей происходит только с реальными экспонатами, которые находятся  в мини-музее нашего учреждения.Дети не только знакомятся  с предметами быта предков, но и учатся ими пользоваться, узнают их назначение, получают практические навыки и представления о домашнем труде. Восприятие музейной экспозиции более эффективно, когда знакомство с ней сопровождается личными впечатлениями ребенка и взрослого, используются элементы ролевых игр.

В музее ребенку предоставляется возможность выступить в качестве экскурсовода и провести небольшой обзор по экспозициям или организовать самостоятельную игровую деятельность. В процессе такой деятельности у детей совершенствуется речевая деятельность, пополняется словарный запас, формируется ценностное отношение к родному языку, желание разговаривать на нем, развивается инициатива. 

Занятия, проводимые в музее, объединены в цикл “Падарожжа ў мінулае”, “З бабулінага куфэрка”, “Як кашуля ў полі вырасла”, “Адзенне нашых продкаў”, “Гэта цуда-гліна”, “Саламяныя дзівосы” и другие, которые способствуют формированию вдумчивого, глубокого отношения к объектам окружающей действительности, помогают подготовить ребенка к  восприятию музея как особого вида искусства.

Многие занятия построены в форме игр-турне (например,«Путешествие в прошлое электрочайника»), которые наглядно показывает, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более функциональным, удобным и красивым. Предлагаются квест-игры на закрепление пройденного материала, когда необходимо найти предметы после описания о них, узнать их по ощущениям;часто путеводителями служат специально разработанные схемы-модели, которые дают возможность для рассуждения, поиска ответов на вопросы.

Чтобы музейное занятие было увлекательным, применяются такие формы работы с использованием музейных экспонатов как праздники, развлечения с непосредственным участием родителей, где с большим интересом изучаются традиционные обряды, игры, песни. Свои артистические способности воспитанники проявляют и в театрализованных постановках, при драматизации сказок

Детские экскурсии проводятся по отдельным темам, содержание которых раскрывается путем показа и анализа определенных экспонатов,используется художественное слово, интересный содержательный рассказ. На занятии, предшествующем экскурсии, устанавливается связь с содержанием предстоящей экскурсии, предлагаются вопросы, которые необходимо будет решать. Между участниками распределяются задания для поиска информации посредством активизирующих приемов: сравнений, обследований, рассказов, логических задач, проблемно-поисковых ситуаций, дается обзорная информация, интересные факты, детям предоставляется возможность для исследовательских действий. При подведении итогов работы предлагаются творческие задания, которые позволяют ребенку выразить свои впечатления,сделать элементарные умозаключения

Конечно, освоение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства, обычаи и традиции своего народа – сложный и длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Таким образом, средства музейной педагогики помогают сделать образовательный процесс ярким и радостным в дошкольном периоде детства, учат детей понимать быт того времени, искусство, родной язык, проявлять интерес к культурному наследию своего народа.

свернуть

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Шахматный центр в группе №12

Руководитель группы по интересам "Шахматная ладья" Ширвель Светлана Игоревна обновила в своей старшей группе №12 шахматно-шашечный центр. Центр пополнился играми по обучению детей игре в шахматы" Шахматные прятки", "Шахматное домино", "Шахматная лесенка", "Шахматный куб" и др. Так же Светлана Игоревна оформила лэпбук "Шахматная страна". Семьи воспитанников, посещающих группу "Шахматная ладья" создали куклу "Королева шахмат"- постоянную хозяйку шахматного центра. Каждый день воспитанники старшей группы с удовольствием играют в игры данной тематики, в шахматы, шашки, которых в 12 группе достаточно для целого шахматного турнира.

свернуть

Бассейн