Дошкольникам об экономике

Экономическое образование дошкольников

Основы экономической культуры закладываются с дошкольного возраста. Современный мир развивается, не стоит на месте. И основы экономической культуры  формируются у детей уже с дошкольного возраста. Как самостоятельно  применить в жизнедеятельности основные экономические понятия: домашнее хозяйство, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы, как различить способы приобретения товара: узнать цену, сосчитать деньги, купить товар- все это мы формируем у наших воспитанников при помощи сюжетно-ролевых игр. Ведь игра-ведущий вид деятельности детей-дошкольников. Все сложное- в игре, с игровыми атрибутами ребенку понятно и доступно.

 Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об экономике. Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.

  Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:

  • образовательную  – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;
  • развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;
  • воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.

Воспитатели Средних, старших групп нашего учреждения образования активно используют игровую деятельность для  формирования основ экономической культуры своих воспитанников. Игровая среда групп пополнилась сюжетно-ролевыми играми «Маркет», «Белоруснефть», «Банкомат».

Современная реальность- современные дети!

 

 

свернуть

Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры"

Средний дошкольный возраст

Формировать представления:

о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка);

семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании

(доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые

покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки);

потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения;

рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара

(продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями).

Формировать (развивать) умения:

соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять

потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять);

применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло,

электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук,

не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать

одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).

Старший дошкольный возраст

Формировать элементарные представления:

о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей;

деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш,

премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта);

ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении;

экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.);

профессиях людей, связанных с экономикой;

правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Формировать (развивать) умения:

устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» –

«продукт» – «деньги»;

самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы),

устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет

большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется);

различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности);

различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар).

Воспитывать:

экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность,

экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей

и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных

богатств и др.

Игровая деятельность

Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать

 

 

свернуть
"Экономическое воспитание дошкольников" Опыт работы воспитателя дошкольного образования Ломакиной Е.В.