Родительский правовой университет

Памятка для родителей: как уберечь детей от педофилии

Для своевременного пресечения преступной деятельности педофилов по инициативе МВД до 31 мая проводится комплекс мероприятий по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии. В них задействованы сотрудники всех служб органов внутренних дел, а также представители здравоохранения, образования, общественных организаций.

☝️Основная цель инициированной МВД акции - формирование в обществе негативного отношения к проявлениям насилия в отношении детей, недопустимости умалчивания малейших фактов и признаков таких действий. Не менее важно, особенно в преддверии летних школьных каникул, обратить еще более пристальное внимание на досуг несовершеннолетних, рассказать подросткам о безопасности нахождения в интернете и необходимости открытого диалога с родителями.

❗️Чужих детей не бывает, и наша задача помочь каждому гражданину страны осознать это.

свернуть

Половая неприкосновенность детей!

   Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

   Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Уважаемые родители!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем автобусе, троллейбусе. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
  • Жертвой может стать любой ребенок!

 

   В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.

свернуть

Увлекательный МИР ПРАВА!

Уважаемые родители!

Чтобы разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность мы и наши дети, предлагаем посетить детский правовой сайт. Для этого перейдите по ссылке https://mir.pravo.by

Сайт создан для детей, подростков и их родителей. Он поможет получить юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных ситуациях. На сайте множество игр, конкурсов, мультфильмов, видеороликов, а также полезной и важной информации.  

свернуть

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
    • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
    • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
    • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

  1. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

  1. Перестаньте шантажировать

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

  1. Избегайте свидетелей

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

 

Три способа открыть ребёнку свою любовь

  1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

  1. Прикосновение

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

  1. Взгляд

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

свернуть

Домашнее насилие

Уважаемые родители!

 

Данная информация – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из нас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

 

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие 

периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Последствия жестокого обращения,

пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности:

 

Возраст

Реакция на психологическую травму

Дети от 0 до 3-х лет

Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Дошкольники

 (3-6 лет)

Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к критике, замечаниям, негативизм, лживость, воровство, агрессия.

Дети младшего школьного возраста

(7-11 лет)

Страхи, чувство стыда, недоверие к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение.

 

Какой урок выносит ребенок из жестокости?

  • Ребенок не заслуживает уважения.
  • От взрослых нет защиты.
  • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
  • Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  • Отрицание чувств – нормальное здоровое явление.
  •  

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

 

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками с одноклассниками.
  3. Унижением девочек, символизирующих мать.
  4. Плохим отношением к учителю.
  5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
  6. Суицидальные попытки.
  7.  

Домашнее насилие над несовершеннолетними

Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Актуальность вопроса существует для многих стран, в том числе и для Беларуси. Количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Проблема насилия над детьми существует достаточно давно. Однако долгое время она не подвергалась обсуждению, ведь считалось, что это лишь дело отдельно взятой семьи и выносить ее на обозрение социума неприемлемо. К счастью, общество начинает осознавать весь жестокости по отношению к детям. Перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Детям, которые подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, достаточно сложно проходить процесс социализации личности. Существует реальная угроза их здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию, а также жизни в целом.

 

Что следует понимать под жестоким обращением?

Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка. Таким образом, жестокое обращение включает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.). Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.).

свернуть

Дом без насилия

Уважаемые родители!

 

ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Фаниполя"» напоминает, что родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:

Не оставляйте несовершеннолетних на долгое время без присмотра, контролируйте их местоположение.

Запретите детям играть на проезжей части, вблизи строек, заброшенных колодцев, разрушенных домов, залезать в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Объясните детям, что опасно ходить по парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Внушите ребенку, что купание в водоемах без присмотра взрослых категорически запрещено.

Учите детей соблюдать Правила дорожного движения, наблюдать и ориентироваться на дороге.

Не позволяйте детям ездить на такси или в общественном транспорте без сопровождения, не разрешайте детям «голосовать» на дороге.

Учите детей пользоваться телефоном в случае чрезвычайной ситуации. Они должны знать, кому и куда следует звонить с просьбой о помощи.

Учите детей не разговаривать с незнакомыми людьми, не принимать то них никаких подарков. Объясните, что посторонним является любой взрослый, которого он не знает, даже если он будет говорить, что знает ребенка или его родителей.

Научите детей действиям в различных экстремальных ситуациях (пожар, затопление, проблемы с электропроводкой, газоснабжением, телефоном, попытке проникновения в квартиру и т. п.).

С раннего возраста объясните детям пагубность курения, алкоголя, наркотиков. Никогда не предлагаете алкогольные напитки несовершеннолетним, не курите и не употребляйте алкоголь в присутствии детей!

Если ребенок вовремя не возвратится домой, звоните в милицию. Если ребенок подвергся сексуальному насилию: немедленно вызывайте милицию, «Скорую помощь» и заявляйте о случившемся. Во всех случаях, когда вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в отношении малолетнего, несовершеннолетнего незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Соблюдайте Закон Республики Беларусь от 31 мая года 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статья 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища», согласно которому лица, не достигшие возраста 16 лет, не могут находиться в ночное время (с 23 часов до 6 часов следующего дня) без сопровождения родителей в общественных местах.

Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

свернуть

Права и обязанности родителей

Родители несовершеннолетних воспитанников имеют право на:

- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, а также с учебно-программной документацией посещаемого воспитанником учреждения дошкольного образования;

- участие в управлении учреждения дошкольного образования;

- защиту прав и законных интересов воспитанников;

- ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;

- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников;

- иные права, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Родители несовершеннолетних воспитанников обязаны:

- обеспечивать условия для получения образования и развития воспитанника;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

- выполнять требования учредительных документов, распорядка дня учреждения дошкольного образования;

- осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.

свернуть

Защита прав и интересов детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.
Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака (ст.182 КоБС РБ) Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения (ч.2 ст.181 КоБС РБ).
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители согласно ч.2ст.73 КоБС РБ являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий. Они (согласно ч.1 ст.75 КоБС РБ) обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случаях, когда брак между ними расторгнут.
Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в из воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
При ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, в суд - по достижении 14 лет.
Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и интересов несовершеннолетних детей к любому юридическому и физическому лицу.
Целям обеспечения законных прав несовершеннолетних детей супругов служит Соглашение о детях, заключаемое супругами при расторжении брака в установленном порядке.
В Соглашении о детях родители определяют:
· место проживания детей,
· размер алиментов на них,
· порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя,
· другие условия жизни и воспитания детей в соответствии с правами, закрепленными законодательством Республики Беларусь.

При отсутствии Соглашения о детях суд в соответствии со ст.39 КоБС РБ обязан при вынесении решения о расторжении брака определить следующее:
· при ком из родителей и кто из детей остается,
· порядок участия в их воспитании отдельно проживающего родителя,
· с кого из родителей, и в каком размере взыскиваются алименты на содержание детей - при наличии спора между супругами.
Защита прав и интересов детей в случаях:
· смерти родителей, лишения их родительских прав;
· ограничения их в родительских правах;
· признания их недееспособными, болезни;
· длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
· в других случаях отсутствия попечения родителей в соответствии с ч.1 ст.116 КоБС РБ возлагается на органы опеки и попечительства, обеспечивается комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.
Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые:
· признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;
· ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.
Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на управления (отделы) образования.
Для установления происхождения между родителями и детьми необходимо, чтобы происхождение детей от данных родителей было удостоверено в установленном законом порядке. Документом, подтверждающим происхождение ребенка от матери, является справка медицинского учреждения, в котором ребенок родился. На основе этой справки в книге записей актов гражданского состояния производится запись о матери. Взаимные права и обязанности между матерью и ребенком возникают независимо от того, рожден ребенок в браке или вне брака.

Происхождение ребенка от отца удостоверяется записью о браке, если родители состоят между собой в зарегистрированном браке (ст. 51 КоБС РБ).
Удостоверение отцовства в отношении ребенка, родившегося у лиц, не состоящих в браке между собой, производится двумя способами:
а) на основании совместного заявления родителей, поданного в органы ЗАГС;
б) в судебном порядке.
Если отцовство не установлено, ни личных, ни имущественных прав и обязанностей между ребенком и отцом не возникает. Установление отцовства приводит к возникновению прав и обязанностей между отцом (его родственниками) и ребенком, но не между отцом и матерью ребенка.
Не является препятствием к установлению отцовства и то, что один из родителей или оба они состоят в другом браке.
Законодательство не запрещает признания отцовства несовершеннолетними, т. к. осуществление родительских прав не ограничено определенным возрастом.
Не допускается установление отцовства лица, признанного в судебном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, по его заявлению. Отцовство такого лица может быть установлено в суде.
Опекун не вправе признавать отцовство за малолетнее или взрослое недееспособное лицо, потому что родительские права и обязанности в силу их глубоко личного характера не могут возникать через представителей.
Лицо, ограниченное судом в дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами, не лишено права на признание отцовства, поскольку ограничение дееспособности не распространяется на сферу семейных отношений.
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.
Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуальных совращений, в том числе со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми.

свернуть

Права ребенка в Беларуси

Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека.


Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает.

До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка.

Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей.

Ребенок имеет право:
на жилище;
на жизнь и здоровое развитие;
на особую заботу при ограниченных возможностях;
на равные права независимо от национальности, пола и религии;
на образование;
на семью;
на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
на пользование родным языком;
на собственное мнение и право свободно выражать его;
на здравоохранение и социальное обеспечение;
на полезное и качественное питание;
на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
на защиту от экономической эксплуатации;
на защиту от жестокого обращения;
на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации.
В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции.
Общие принципы Конвенции о правах ребенка
Свобода от дискриминации
Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка
Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов.

Права ребенка на жизнь и развитие
Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя.

Уважение взглядов ребенка
В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка. https://president.gov.by/ru/president/detjam/prava

свернуть

Нормативные правовые документы

Правовая информация

 Республики Беларусь по правам ребёнка

1.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г.№ 172/341, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 172/341 "Об утверждении формы совместного акта организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения"

2.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 "Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей"

3.Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

4.Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 "О Национальной комиссии по правам ребенка"

5.Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 67-З "О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах"

6.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1173 "Об утверждении Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры"

7.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1661 "О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы"

8.Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 "О судебной практике по делам о лишении родительских прав"

9.Закон Республики Беларусь от 3 декабря 2001 г. № 65-З "О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии"

10.Закон Республики Беларусь от 3 декабря 2001 г. № 64-З "О принятии поправки к пункту 2 статьи 43 Конвенции о правах ребенка"

11.Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 743 "Аб зацвярджэннi Палажэння аб органах аховы дзяцiнства ў Рэспублiцы Беларусь"

12.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 "Об утверждении Положения о приемной семье"

13.Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З "Кодекс Республики Беларусь о браке и семье"

14.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. № 366 "Аб зацвярджэннi Нацыянальнага плана развiцця адукацыi ў галiне правоў чалавека на 1999 - 2004 гады"

15.Указ Президента Республики Беларусь от 12 августа 1998 г. № 392 "О материальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей"

16.Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 106 "О создании Национальной комиссии по правам ребенка"

17.Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. № 150 "Об утверждении Национального плана действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы"

18.Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII "О правах ребенка"

19.Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2571-XII "О введении в действие Закона Республики Беларусь "О правах ребенка""

20.Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 июля 1990 г. № 217-XII "О ратификации Конвенции о правах ребенка"

свернуть
Права ребенка. Пособие для родителей