Специальное образование

Специальная группа для дошкольников с ТНР

В государственном учреждении образования "Дошкольный центр развития ребенка г.Фаниполя" функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Образовательный процесс в группе осуществляют следующие педагогические работники:

Быкова Ирина Сергеевна - учитель-дефектолог, без категории, молодой специалист;

Пархимович Ирина Викторовна -воспитатель дошкольного образования  1-ой квалификационной категории;

Пилипушко Наталья Андреевна - воспитатель дошкольного образования 1-ой квалификационной категории;

Новик Арина Юрьевна - музыкальный руководитель без квалификационной категории, молодой специалист;

Пашковская Мария Викторовна - руководитель физвоспитания без квалификационной категории.

 

Зачисление воспитанников в специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи производится на основании заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, направления управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома, заявления законных представителей несовершеннолетнего, медицинской справки установленной формы. 

свернуть

Ранняя комплексная помощь

Оказание ранней комплексной помощи

 
1. В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет, которая включает в себя выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребёнка с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или  в ЦКРОиР;
2. Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребёнка с особенностями психофизического развития;
3. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи;
4. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет в ЦКРОиР создаётся кабинет ранней комплексной помощи, в котором создаётся адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трёх лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности;
5. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи;
6. Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат;
7. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР;
8. Форма учёта проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР;
9. Индивидуализированное обучение ребёнка с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2-3 раза в месяц и включает:
  •  занятие непосредственно с ребёнком;
  • консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребёнка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребёнка;
  • обучение законных представителей эффективным и доступным приёмам взаимодействия с ребёнком и способам ухода за ним;
  • оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.
10. В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трёх лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2-3 раза в неделю.
свернуть

Перечень нормативных правовых документов, регулирующих деятельность учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 230 Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования

3.Образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)» 

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. N 136 Об утверждении инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

6. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С.Сидоренко от 26 августа 2016 г.

7.Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 жніўня 2022 г. № 286 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. N 255 Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь

9.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 79 «Об установлении перечней медицинских показаний и медицинских противопоказаний для получения образования»

10. Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

11. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 и др.

12.ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 131 "Об                     утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи" (в редакции от 12.10.2012 № 121)

13.ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 25 июля 2011 г. № 135 "О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития"

14 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 5 сентября 2011 г. № 253 "Об           утверждении Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания                  банка данных о них"

15.ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ специального образования 

16.Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений специального образования, изданной к 2022/2023 учебному году

свернуть

Развивающие и обучающие игровые пособия для малышей

Районная акция "Инклюзия - дело каждого". Книга "Лисенок-коротконожка"

Развитие и коррекция речи детей посредством LEGO- технологии

Развитие и коррекция речи детей

 посредством  применения Лего-технологии  

ЛЕГО – технология позволяет  ребенку учиться, играя и обучаться в игре. Логопсихотерапевтические игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть как направленными, так и ненаправленными.

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий  сделала коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Использование ЛЕГО-технологии  в коррекционно-педагогической практике помогает лучшему усвоению  коррекционного материала.

         Применение ЛЕГО-технологии  в работе с детьми ОПФР позволяет успешно реализовывать следующие задачи:

  • развитие и совершенствование высших психических функций;
  • формирование пространственных ориентировок (в схеме собственного тела, на плоскости, на листе бумаги);
  • формирование и развитие артикуляционного праксиса и правильного дыхания;
  • формирование лексико-грамматической стороны речи;
  • овладение звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов;
  • формирование графического образа букв при обучении грамоте;
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.                                                                                                                                                  

В младшем дошкольном возрасте применение ЛЕГО-технологии  способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем;  практической отработке употребления  предлогов «НА» , «ЗА»; формированию и  закреплению знаний об основных цветах;  знакомству с понятиями «лево» , «право».

В старшем дошкольном возрасте – это отработка предлогов «под», «перед», «между», «над», наречий «вверх», «вниз», понятий «выше», «ниже»; закрепление понятий «слева», «справа» относительно себя и другого; моделирование звуков, слогов при формировании звукового анализа и синтеза; составление звуковой схемы слова, схемы  предложения. 

Широко практикуется  использование ЛЕГО на занятиях по коррекции звукопроизношения:

  • конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»);
  • конструирование определённой буквы при её изучении  и автоматизации соответствующего звука;
  • конструирование игрушек для игр-звукоподражаний Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток;
  • дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания передними картинок);
  • моделирование звуков, слогов при формировании звукового анализа и синтеза;
  • составление звуковой схемы слова,
  • схемы предложения (в виде паровозика с короткими и длинными вагончиками).

Приведем некоторые примеры дидактических игр коррекционно-педагогической направленности с применением конструктора ЛЕГО.

 

Дидактическая игра «Чудо-Дерево»

Цель игры:

-закрепление правильного произношения звуков в словах,

- развитие фонематического восприятия,

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры:

В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками». Дети по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на кубике. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке (дополнительно можно предложить игроку определить место звука в слове). Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай».

                                                                     Дидактическая игра «Футбол»

Цель игры:

- автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»,

- развитие фонематического восприятия,

- развитие  произвольного внимания,

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш».

Ход игры.

На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО. Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «С», сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора. Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш», сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек».

Примечание: аналогично можно проводить игру с другими звуками

                                                                Дидактическая игра «Домик для куклы Лолы»

Цель игры:

- закрепление правильного произношения звука «Л» в словах,

- развитие фонематического восприятия;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры. Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, на звук звук «Л». Из них он строит домик для куклы Лолы.

Примечание: аналогично можно «строить» домик для Светы, Ромы и т.д.

 

                                                                 Дидактическая игра «Найди пару»

Цель игры:

 - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах (либо любого другого звука),

- развитие произвольного запоминания,

- совершенствование моторных навыков.

Ход игры.

Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок-пар

 

                                                               Дидактическая игра «Найди половинку»

Цель игры:

- закрепление правильного произношения звука «Р» в словах,

- развитие фонематического восприятия,

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры.

Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки конструктора с  изображением названного слова, назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.

 

Игры, на развитие мыслительных операций и ориентировку в пространстве

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находится несколько деталей конструктора ЛЕГО.

  • Педагог показывает деталь, которую надо найти.
  • Педагог только называет необходимую деталь.
  • Ребенку необходимо на ощупь определить, из каких деталей составлена модель.

       Дидактическая игра «Что лишнее?»

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

 

                    Дидактическая игра «Составь макет комнаты»

Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

 

Дидактическая игра «Собери модель»

Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

 

                        Дидактическая игра «Собери модель по ориентирам»

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

 

                             Дидактическая игра «Выложи вторую половину узора»

         Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Дидактическая игра «Составь узор»

         Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

                               Дидактическая игра «Упражнения на продолжение ряда»

Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

 

Дидактическая игра «Поиск недостающей фигуры»

Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются. 

Дидактическая игра «Светофор»

         Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять,  чтобы не пропустить ни одного варианта. 

Дидактическая игра «Составь флаги»

         Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

 

Игры, на развитие произвольного внимания и памяти

 

Дидактическая игра «Собери модель по памяти»

         Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

         Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего,  опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.

Дидактическая игра «Запомни и выложи ряд»

         Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети,  в течении нескольких секунд, рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

 

                                                    Игры, на развитие восприятия формы

 

Дидактическая игра “Отгадай”

Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля: куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус.

Правила игры: 

  • Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  • Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  • Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  • Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

 

Дидактическая игра «Есть у тебя или нет?»

Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: 

  • Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  • Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

 

Подготовил: учительдефектолог Миткевич И.А.

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика – это важно!

     Своевременное овладение правильной, чистой речью, имеет важное значение, для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Артикуляционная гимнастика – это важно!
   Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, л, р), его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

     Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно и красиво.

   Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль, в спокойной обстановке, при достаточном освещении. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Темп упражнений можно постепенно увеличить и выполнять их под счет от 1 до 5, далее можно увеличить длительность – от 1 до 10. При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день от 3-х до 510 минут, можно в течение дня повторять еѐ несколько раз.

   Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры, занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, сказок.
    

свернуть