Обучаем игре в шахматы

В районе много лет подряд

Идет турнир для дошколят.

В шашки, в шахматы играем!

Память. волю развиваем!

 

         Представляем наших победителей районного конкурса

                     "Малыши играют в шахматы и шашки"

2010 год - Панченко Даниил

2017 год - Рыхлевич Тимофей

2018 год - Абдул Кахар Дамир

                  Абдул Кахар Аким

2019 год - Андрушкевич Матвей

2023 год - Гордейчик Мария

                   

     Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственно работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…

Хосе Рауль Капабланка

       Занятия шахматами для детей – это не только спортивная игра, но отличный тренажер для мозга, развивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры в шахматы у ребенка задействовано как логическое, таки и абстрактное мышление,  вырастает способность концентрироваться, улучшается оперативная и долговременная память. 

Кроме этого у детей развивается характер – умение концентрироваться, усидчивость, решимость и стремление к победе, твердая воля, умение достойно принимать поражение.

Польза занятиями шахматами для детей с самого маленького возраста просто неоспорима. Начиная обучаться игре в шахматы с раннего возраста, ребенок получает мощный толчок мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Пользу  шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

  1. Ребёнок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш), приучают детей к самостоятельности и ответственности.
  2. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
  3. У ребёнка развивается пространственное воображение.
  4. У ребёнка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими этого качества, а у ребят  его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать своё время, стратегически мыслить и достигать целей.
  5. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
  6. Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать неправильные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников и их родителей

Уважаемые родители! Мы хотим познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

II Практическая работа

Попробуйте изучить и поиграть в шахматы всей семьёй. Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого используются стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках используются разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомить их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если Вы любите шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь, уважаемые родители, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы Ваше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске Вы видите проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили.  Далее познакомьтесь с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. 4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Поиграйте с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте, кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Сделайте вместе с ними шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх, переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза.

6. Игра всей семьёй «Загадки из шахматной шкатулки»

В «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, попробуйте на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

- Как ходит пешка?

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске. Запоминайте расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и сами расставьте их, кто быстрее.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас попробуйте свои силы, сыграть в самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки Вы играете только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из своих пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

III Итог

Данная консультация позволяет родителям уже на начальном этапе:

  • улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов;
  • повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики;
  • приобщать своих детей к занятиям спортом.

А детям:

  • улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;
  • расширить кругозор,  путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;
  • повысить интерес к игре в шахматы, которая  помогает стать  более  уверенными в себе, целеустремленными;
  • развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;

 

В шахматах выигрывает каждый. Если Вы получаете удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

свернуть

Шахматы в дошкольном возрасте. Советы родителям. Типичные ошибки юных шахматистов и шахматисток.

 
Шахматы в юном возрасте - это целый мир для детей. Интересный и очень масштабный.
 

Дошкольный возраст - это возраст от трех до семи лет. Шахматы для детей этого возраста - это отличный способ развития логического мышления и воображения. Я бы добавил, важный возраст так как в 7-8 лет дети имеют уже юношеские разряды, а наиболее "сильные" дети уже взрослые спортивные разряды (3-1).

Как известно, главное в этом возрасте, чтобы дети заинтересовались игрой, получали от неё положительные эмоции и малейшую пользу в развитии памяти, общении (выражать свои мысли).

Когда дети играют в шахматы, их внимание может быть сфокусировано на отдельных фигурах или позициях, и они могут упускать важные детали. Также дошкольному возрасту присущи такие проблемы как "усталость" после 30 минут занятий или усталости в процессе шахматной игры. Ряд детей очень боятся поражений вплоть до истерики. Однако, чем старше ребёнок тем проще ему "привыкнуть" к неизбежности поражений и уже сильно так не переживать. Важно, чтобы ребенок понимал играя в шахматы он неизбежно будет и побеждать своих соперников так как нарабатывается игровой опыт и появляются все новые шахматные знания благодаря тренеру, родителям и другим родственникам умеющим играть в шахматы.

Когда начинать заниматься шахматами?

Смотрите по ребёнку. В 3 года и 3,5 можно заниматься шахматами за редким исключением. Скорее дома родители или тренер должны заниматься с ребёнком, но такие занятия могут идти не более 15 минут. А формат занятий будут сказки, мини игры и самые лёгкие позиции. Подход должен быть очень индивидуальный.

В 4 или в 4,5 года также далеко не все дети могут начинать успешно заниматься шахматами. В таком возрасте эффективность занятий может быть небольшая. Однако, из 10 детей 2-3 ребёнка могут успешно начать заниматься. Очень важное значение будет иметь и педагог насколько успешно он занимается с детьми от 4-5 лет, в таком случае успешность может быть выше по статистике из 10 детей с учётом занятий в группе шахматами с 4-4,5 лет.

А в случае если ребенку явно будет трудно заниматься даже 30 минут (что в группе, что индивидуально) , если очень переживает поражение, а ему нет даже 6 лет на данный момент, то можно повременить 0,5-1 год и попробовать возобновить занятие позднее.

Положительно, может влиять "участие" родителей в помощи выполнения домашнего задания и игровой практике дома. А детям именно в 4-5 лет помощь в домашней работе по шахматам проста необходима.

Также необходимо сказать, что всегда можно поменять тренера так как каждый тренер по-разному общается с ребёнком и доносит информацию о шахматах.

В 5 лет дети как правило, могут заниматься 40-45 минут (особенно если шахматы им очень нравятся), а некоторые 60 минут и даже больше. А в 6 лет вполне могут занимать даже 60 минут. В любом случае, расписание занятий для ребёнка строится индивидуально с учётом особенностей его возраста, развития и успехов.

Важно ребёнка хвалить за успехи и не ругать за поражения, а спокойно объяснять как нужно улучшить игру, чтобы в следующей партии уже попытаться снова выиграть.

На что обращать внимание, чтобы дети успешно играли партии:

  1. Учить детей видеть всю доску: помогайте им осознавать, что все фигуры на доске взаимодействуют друг с другом и каждая имеет свою роль в позиции.
  2. Обучать детей распознавать сильные и слабые фигуры: объясняйте, что фигуры с большим количеством ходов и возможностей более сильны, чем фигуры, которые могут ходить только на одно или два поля.
  3. Разбирать позиции по частям: можно обучать детей оценивать позиции, разбивая их на отдельные части (центр, фланги, пешечную структуру и т.д.) и анализировать каждую часть в отдельности.
  4. Обучать детей понимать, что не всегда нужно брать фигуры противника: иногда важнее сохранить свою позицию и предотвратить угрозы, чем сразу же атаковать фигуры противника.
  5. Учить детей планировать ходы: помогайте им видеть, как их ходы могут влиять на дальнейшую позицию и как они могут контролировать центр и другие важные поля и фланги на доске.
  6. Учить детей обращать внимание на короля: помогайте им осознавать, что безопасность короля на доске очень важна и необходимо уметь защищать его.
  7. Обучать детей использовать простейшие атаки и защиты: объясняйте тактические элементы (двойной удар, cвязка), атака на короля или фигуру/пешку, отступление, защита и контратака, и показывайте примеры использования каждого из них.
  8. Развивать у детей логическое мышление: помогайте им учитывать последствия каждого хода и думать не только о текущей позиции, но и о том, как изменится дальнейшая игра.
  9. Советовать детям делать ходы не спеша: объясняйте, что важно думать о своих ходах и не торопиться, так как при поспешной игре будут терять фигуры и пешки на ровном месте за 1 ход! Родители и тренеры могут поощрять детей, чтобы они не торопились и не делали первый пришедший на ум ход. Вместо этого, детей нужно учить обдумывать несколько вариантов и выбирать наиболее выгодный ход.
  10. Родители и тренеры могут объяснить детям, что шахматы - это не только игра на скорость, но и игра на размышление, которое поможет им стать лучшими игроками. Необходимо, научиться понимать, в какой момент можно сделать ход очень быстро, а где лучше подумать.
  11. Мотивация детей. Помимо пользы от развития памяти, мышления (того, что хотят родители). Важно, чтобы дети понимали за чем им шахматы: много новых друзей, возможность играть в игру где много разнообразия, возможность заработать кубки, медали, грамоты, отлично учиться в школе в будущем и какие-то ещё радости для детей. Например, идя на турнир в ресторан ребёнок явно захочет попить вкусный коктейль или поесть вкусную пиццу.
  12. Соблюдать баланс между теорией и практикой. Важны и задачи/упражнения и важны сами партии.

Вывод.

В целом, важно помнить, что дети 4-5-6 лет находятся в начале своего пути в шахматах, и не стоит ожидать от них слишком много. Родители и тренеры должны научить детей наслаждаться игрой, и постепенно, шаг за шагом, учить их улучшать свои навыки и развивать свой шахматный потенциал.

свернуть

Шахматы для дошкольников

В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Когда же лучше начать заниматься с ребенком?

Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет..

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

  1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
  2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенностии отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
  3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
  4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
  • Игра в шахматы очень полезна для детей .

Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.

  • Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

  • Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

  • Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название        сохранившиеся и поныне.

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур: Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву. Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении. Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали. Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры. Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля. Что дает игра в шахматы ребенку? В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности. Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития. И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет. На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны. Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки. На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». Вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

свернуть