"Информатика без розетки"

Интеллектуальный челлендж "В Новый год с Алесиком!"

26.12.2023

Объединение по интересам "Информатика без розетки" и ее главный герой объявляют интеллектуальный челлендж "В Новый год с Алесиком!" Каждый воспитанник, посещающий объединение по интересам получит конверт с индивидуальным заданием. Его нужно выполнить дома, с родителями, обязательно сделать фото выполнения. После вернуться с разгаданным словом в детский сад и всем вместе собрать секретное послание кота Алесика к Новому году! Желаем удачи!

свернуть

Посвящение в юные информатики

26.10.2023

Сегодня наш зал собрал не только ребят, которые посещают объединения по интересам "Информатика без розетки", но и их родителей. Чтобы быть принятыми в юные информатики, воспитанникам пришлось пройти немало логических испытаний. И конечно принести клятву юных информатиков! Родители не остались в стороне - помогали ребятам и обещали поддерживать своих детей во всем!

Видео о мероприятии можно посмотреть здесь

свернуть

Информатика без розетки

Информатика через игру

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Во всем этом помогает обучение информатике. У большинства родителей традиционное представление об уроках информатики – дети работают за компьютерами и осваивают их. Но овладение работой на компьютере – лишь навык, помогающий идти к цели, а не конечная цель. Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. Вместо традиционных уроков можно изучать информатику через развивающие игры и давать к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме.
В данном разделе предлагаются примеры дидактических игр, которые направлены на развитие у детей алгоритмического мышления и логики в рамках образовательного проекта «Информатика без розетки».

Значение игры для детей дошкольного возраста

Для детей 5-6 лет игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников (5-6 лет) – это основной способ познания окружающего мира. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которого сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может выполнять любые действия. А именно: плыть на корабле, летать в космосе, лечить пациентов в больнице, проводить экскурсии в музее, выполнять сервисные услуги в автомастерской, патрулировать выполнение правил дорожного движения автомобилистами.
 
game_41-01-01.jpg

Игра, интегрируясь во все формы и виды деятельности дошкольника, развивает у ребенка творческую активность и инициативность, воображение и память, формирует умения и навыки системного мышления, связную речь, воспитывает доброжелательность, внимание, чуткость, отзывчивость, заботу, терпение. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый медведь – отважный путешественник).

Игра не только обучает, но и позволяет ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. Задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики, а именно для детей 5-6 лет. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон активности дошкольника. При определенном энтузиазме родителей можно превратить домашние игры в обучающие, развивающие и самые желанные для вашего ребенка.

Дидактическая игра «Кто поедет в поезде»

 

Использование данной дидактической игры нацелено на формирование у детей умения определять предмет, используя логическое отрицание.

Для проведения игры понадобятся четыре обруча разного цвета и карточки с изображением геометрических фигур.

Правила игры: 

Перед детьми на полу воспитатель раскладывает один за одним три обруча разного цвета (это будут вагоны поезда). Из числа детей с высокими показателями обучения назначается один помощник, который будет играть роль проводника поезда.

Затем воспитатель раздает детям карточки с изображениями геометрических фигур, которые будут являться билетами пассажиров поезда.

Воспитатель обращается к детям:

– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Вот на вокзал прибыл наш волшебный поезд. В поезде есть проводник, который должен проверять билеты пассажиров. У вас в руках есть карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, разного размера и разной формы – это ваши билеты. Чтобы вы могли сесть в свой вагон, мы с проводником должны проверить ваши билеты. Слушайте внимательно, я буду называть, кто с каким билетом в какой вагон может садиться.

Далее воспитатель объявляет:

– В зеленый вагон садится пассажир с билетом, на котором изображена геометрическая фигура не круглой и не квадратной формы, не красного цвета и не синего цвета, не маленького размера.

И так далее, воспитатель называет билеты в соответствии с фигурами, которые в руках у детей, пока все не разместятся в поезде. Все дети должны быть размещены в вагоны (в обруч может стать до четырех человек).

Когда все дети будут размещены в вагоны, проводник вместе с воспитателем подают сигнал к отправке поезда. Вагоны трогаются под музыкальное сопровождение и весело шагают по комнате.

Практический совет:

Необходимо актуализировать у детей знания о противоположных признаках предметов и умение подбирать предметы с противоположными признаками.

Для лучшего восприятия материала в игре, а именно определения детьми правильной геометрической фигуры, целесообразно сначала использовать два признака (форма, цвет), а затем три признака (форма, цвет, размер).

Дидактическая игра «Рассели друзей»

 

Использование данной дидактической игры нацелено на формирование у детей умения определять предмет, используя логическое отрицание.

Для проведения игры понадобятся три детских стульчика и картинки с изображениями домика, животных и запрещающих знаков.

 

Правила игры:

Воспитатель расставляет перед детьми полукругом три стула, которые будут считаться домиками друзей. На спинке каждого стула прикреплены по очереди цифры: 1, 2, 3.

game_41-04-01.png


Также на стульях установлены запрещающие знаки:

 

  • стул № 1 – два запрещающих знака     

  • стул № 2 – запрещающие знаки отсутствуют

  • стул № 3 – один запрещающий знак 

 

Затем воспитатель назначает трех воспитанников играть роль Белки, Цыпленка и Черепахи (в руках у каждого ребенка картинка с изображением одного из животных).

Детям необходимо расселить друзей: Белку, Цыпленка и Черепаху в свои домики, учитывая запрещающие знаки.

Сначала воспитатель подробно обсуждает с детьми, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок, а именно:

 

  • Дети, скажите, если в домике № 1 может жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то кто из трех друзей может жить в этом домике? (Ответ детей: Цыпленок.)

  • Если в домике № 3 может жить НЕ Белка, то кто может жить в этом домике? (Ответ детей: может жить Цыпленок и Черепаха. Но если Цыпленок живет в домике № 1, то в этом домике может жить Черепаха).

  • Тогда в каком домике может жить Белка? (Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, а значит, Белка может жить в домике № 2.)

 

Правильный ответ:

Домик № 1 – Цыпленок; домик № 2 – Белка; домик № 3 – Черепаха.

После общего обсуждения трое воспитанников самостоятельно проговаривают про каждого из друзей, картинка которого находится у него в руках:

 

Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, значит, Белка может жить в домике № 2 – кладет картинку Белки на стул № 2;

Черепаха: если в домике № 2 живет белка, а в домике № 1 Черепахе запрещено жить, то Черепаха живет в домике № 3 – кладет картинку Черепахи на стул № 3;

Цыпленок: если в домике № 1 могут жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то в нем живет Цыпленок – кладет картинку Цыпленка на стул № 1.

Практический совет:

Чтобы дети не испытывали затруднений при выполнении данного задания, необходимо очень подробно обсудить всем вместе, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок. Затем воспитатель внимательно выслушивает, как дети самостоятельно проговаривают правила расселения друзей.

Дидактическая игра «Найди фигуру»

 

Использование дидактической игры нацелено на формирование у детей умения строить отрицание по аналогии.

Для проведения игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур.

 

Правила игры:

Воспитатель на полу выкладывает в три ряда геометрические фигуры. Далее выбирает из числа детей трех человек. Каждый воспитанник становится к выложенным рядам фигур спиной.

Затем воспитатель обращается к детям:

– Сегодня в нашей игре мы увидим, кто окажется из вас самым находчивым. Каждому участнику я назову задание. Вы на счет раз-два-три должны повернуться к своим рядам геометрических фигур, внимательно посмотреть на все фигуры, а затем быстро собрать все нужные фигуры.

Кто выполнит задание первым и не допустит ошибки, тот и будет самым находчивым.

Воспитатель называет задания:

первому участнику:

– Собрать все НЕ круглые фигуры;

второму участнику:

– Собрать все НЕ треугольные фигуры;

третьему участнику:

– Собрать все НЕ маленькие фигуры

Дети выполняют задание.

Правильный ответ:

В первом ряду остается на полу красный круг, все остальные фигуры дети должны собрать.
game_41-05-01.png

Во втором ряду остается на полу фиолетовый треугольник, все остальные фигуры дети должны собрать.
game_41-05-02.png

В третьем ряду остается на полу зеленый квадрат, все остальные фигуры дети должны собрать.
game_41-05-03.png

Практический совет:

Данная игра закрепляет умение детей строить отрицание простых высказываний с частицей НЕ и формирует одновременно построение отрицания по аналогии.

Для лучшего восприятия задания сначала необходимо воспитателю назвать воспитанникам каждому по очереди свое задания, а затем попросить повторить услышанное задания вслух.

Дидактическая игра «Волшебные обручи»

 

Использование дидактической игры нацелено на формирование у детей умения разбивать множество по двум и более совместным свойствам, производить логическую операцию «И», выделять и абстрагировать свойства предметов, выбирать правильное отражение свойств из предложенных вариантов, находить по названным функциям предмет, выполняющий их.

game_41-06-01.JPG

Для проведения игры понадобятся разноцветные обручи, карточки с изображением Цыпленка, Белки, Лягушки, Солнца, Лимона, игрушка Котенка из проекта.

Правила игры:

Игра проводится в два этапа.

На первом этапе воспитатель размещает на полу зеленый и желтый обручи так, чтобы они пересекались (имели общую часть). Перед обручами располагаются картинки друзей с изображениями Цыпленка, Белки и Лягушки.

Затем воспитатель объявляет детям:

– Наш друг Котенок нуждается в вашей помощи. Помогите ему решить трудную задачу. Послушайте какую: перед вами лежат два обруча. Они между собой пересекаются. В зеленый обруч из друзей может попасть только тот, кто зеленого цвета. А в желтый обруч может попасть только тот, кто самый маленький. Помогите котенку. Кто из друзей может попасть на место, где зеленый и желтый обручи пересекаются?

Правильный ответ:

На втором этапе воспитатель размещает на полу зеленый, красный и желтый обручи так, чтобы они все три пересекались (имели общую часть). Перед обручами располагаются картинки с изображениями Цыпленка, Солнца и Лимона.

Затем воспитатель объявляет детям:

– Дети, а сейчас помогите Котенку решить еще одну трудную задачу. Перед вами лежат уже три обруча: красный, желтый и зеленый. Они между собой тоже пересекаются. В желтый обруч может попасть только тот, кто желтого цвета, в красный обруч может попасть только самый яркий, а в зеленый обруч может попасть тот, кто теплый. Помогите котенку, кто может попасть на место, где обручи пересекаются?

 Практический совет:

Воспитатель должен очень подробно обсудить со всеми детьми, какие картинки могут быть в каждом из обручей, четко определяя признак каждого из предметов. Также будет уместным попросить детей объяснить свои ответы. Дети должны правильно определить общий признак предмета, который будет находиться на пересечении обручей.

свернуть