Областной педагогический проект «Формирование представлений воспитанников о родном крае средствами детской журналистики».

В 2021/2023 учебном году в нашем учреждении образования реализовывается областной педагогический проект «Формирование представлений воспитанников  о родном крае средствами детской журналистики».

Цель педагогического проекта: внедрение современных форм детской журналистики (детские журналы, детский новостной  TV-канал, детское блогерство) в вопросах  социально-нравственного развития дошкольников.

Задачи:

  1. Содействовать качественной организации работы с воспитанниками по ознакомлению с родным краем через детскую журналистику.
  2. Формировать умение у детей дошкольного возраста слушать собеседника, вести диалог, общаться в паре, в группе, в коллективе.
  3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах детской журналистики.

Разработчики проекта:

Филипович Евгения Евгеньевна, заведующий государственным учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Фаниполя», тел. 8(01716) 4-87-83, e-mail: fdsad4@schoolnet.by;

Ломакина Елена Васильевна, заместитель заведующего по основной деятельности, тел. 8(01716) 4-87-83, e-mail:fdsad4@schoolnet.by.

Консультант проекта:

Тумилович Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования»,  e-mail: mail@moiro.by.

Участники педагогического проекта

Участниками педагогического проекта являются: заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог учреждения образования, воспитатели дошкольного образования первой и второй квалификационной категории, родители воспитанников средних и старших групп, работники  районной газеты «Узвышша».

 

 

свернуть

Участники педагогического проекта

ФИО

должность

образование

Квалификационная категория

Педагогический стаж

Функция в проекте

1

Филипович Евгения Евгеньевна

Заведующий

Высшее

Первая квалификационная категория

30 лет

Управление педагогическим проектом

2

Ломакина Елена Васильевна

Заместитель заведующего по основной деятельности

Высшее

Первая квалификационная категория

13 лет

Организация методического сопровождения участников проекта

3

Липская Елена Владимировна

Педагог-психолог

Высшее

Первая квалификационная категория

10 лет

Оказание психолого-педагогического сопровождения

4

Леонович Ольга Анатольевна

Воспитатель дошкольного образования

Высшее

Первая квалификационная категория

28 лет

Непосредственное осуществление образовательного процесса

5

Бомбешко Алла Викторовна

Воспитатель дошкольного образования

Высшее

Первая квалификационная категория

27 лет

Непосредственное осуществление образовательного процесса

7

Сушкевич Екатерина Федоровна

Воспитатель дошкольного образования

Высшее

Первая квалификационная категория

8 лет

Непосредственное осуществление образовательного процесса

8

Анисович Наталья Витальевна

Воспитатель дошкольного образования

Высшее

Первая квалификационная категория

30 лет

Непосредственное осуществление образовательного процесса

свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта «Формирование представлений воспитанников о родном крае средствами детской журналистики» на 2022/2023 учебный год

№ п/п

Мероприятия

 

Сроки

 

 

 

1

Обсуждение проекта и плана работы по его реализации на совещании при заведующем; коррекция плана

Сентябрь

2022

2

Определение базы реализации проекта (группы, педагоги)

Сентябрь 2022

3

Психологическая подготовка новых педагогов к реализации педагогического проекта (анкетирование, беседы и др.)

Сентябрь

2022

4

Оформление документов по проектной деятельности

Сентябрь

2022

 

 

 

1

Организация соответствующей предметно – развивающей среды в группах новых участников

сентябрь-ноябрь 2022

2

Пополнение оборудования новостной студии  «Сад- ТV»

сентябрь-декабрь

2022

3

Пополнение фонда библиотеки и медиатеки информационно-методического кабинета  по вопросам социально-нравственного развития дошкольников

В течение всего периода деятельности по реализации педагогического проекта

 

 

 

1

Наблюдение  с целью изучения сформированности представлений о родном городе, крае у воспитанников средних, старших групп

Октябрь-ноябрь 2022, апрель 2023

В течение периода деятельности по педагогическому проекту

2

Проведение дня журналистики в старших группах учреждения

март 2023

3

Формирование банка методических разработок по теме: «Формирование представлений воспитанников о родном крае посредством детской журналистики»

 

Сентябрь 2022-май  2023

 

 

 

 

1

Консультирование педагогов по работе в период реализации педагогического проекта

1 раз месяц в течение  всего периода деятельности

по реализации педагогического проекта

2

Проведение инструктивно-методического совещания

в течение года    

 

3

Самообразовательная деятельность участников проекта, участие в семинарах, конкурсах различных уровней

Сентябрь 2022 май 2023

4

Отражение реализации проекта  в информационно-методическом журнале учреждений дошкольного образования Дзержинского района «Детский сад от А до Я»

май 2023

 

 

 

1

Работа с родителями: проведение собраний с обсуждением ведущей идеи проекта, включение родителей в процесс реализации проекта, размещение информации по результатам проведённых мероприятий в рамках реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения и странице ИНСТАГРАМ учреждения.

Ноябрь 2022 май 2023

свернуть

Семинар-практикум

В рамках реализации областного педагогического проекта "Формирование представлений воспитанников о родном крае посредством детской журналистики" в учреждении прошел семинар-практикум "Детская журналистика. Пути реализации". Педагоги смогли окунуться в увлекательную сферу информационных ресурсов, создать свои информационные продукты и узнать много нового.

Фоторепортаж о мероприятии смотрите в рубрике "Фотогалерея" на сайте и на странице ИНСТАГРАММ учреждения образования.

свернуть

Создание центров журналистики в группах

В рамках реализации проекта, в средних и старших группах началось создание центров журналистики. Ребята знакомятся с профессиями, атрибутами журналистики, учатся вести диалог и работать по схемам ведения интервью. Они только еще в начале интересного и длительного пути.

  

 

   

         

 

свернуть

Открытие детского новостного канала "САД-TV"

В рамках реализации областного педагогического проекта «Формирование представлений воспитанников о родном крае посредством детской журналистики» в нашем учреждении создан новостной канал "САД-TV", где воспитанники знакомят детей и взрослых с достопримечательностями нашего города. Присоединяйтесь к нашему каналу!

Ссылка на канал

свернуть

Выпуски "САД-TV"

День журналиста

В рамках реализации областного педагогического проекта "Формирование представлений воспитанников о родном крае посредством детской журналистики" в нашем учреждении прошел День Журналиста. Гостьей мероприятия стала корреспондент газеты "Узвышша" Татьяна Родиченко. Она рассказала юным журналистам о этапах создания газетного издания и ответила на вопросы, интересующие дошкольников. А вопросов было немало : "Нравится ли Вам ваша профессия?", "Где обучают профессии журналист и как нужно учиться в школе, чтобы стать журналистом?", "Мечтали ли Вы в детстве стать журналистом?", "Почему Вы выбрали журналистику?, "Какой Ваш самый интересный репортаж?", "Насколько ваша газета популярна? Много ли людей её читают?". Также ребята рассказали о своих центрах журналистики, репортажах и Ютуб-канале. Мы рады сотрудничеству!

свернуть

Квестбук "7 чудес Дзержинского района"

Путевые заметки юных журналистов

 

Уважаемый читатель!

В наших путевых заметках Вы сможете познакомиться с достопримечательностями Дзержинского района и города Фаниполя.

Данный путеводитель создан педагогами и воспитанниками нашего учреждения дошкольного образования. На каждой страничке Вы можете ознакомиться с репортажами наших юных корреспондентов или посмотреть иллюстрации достопримечательности.

Настоящий путеводитель позволить глубже изучить достопримечательности своего края.

ссылка

свернуть

Выпуски познавательно-развлекательного журнала для дошкольников "РюкзачОК"

Выпуски можно скачать здесь

свернуть

Рубрика "Журналистское расследование"

Рубрика "Репортаж с места событий"

Рубрика "Открытый микрофон"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по проекту «Формирование представлений воспитанников о родном крае средствами детской журналистики»

Игры-занятия для дошкольников по ознакомлению с журналистикой

ИГРЫ ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

 «Острый глаз»

Ведущий предлагает ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы?», «Сколько картин в кабинете?», «Какого цвета стены?»

 

«Инопланетянин»

Ребёнок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предметы и просит объяснить, что это такое. Остальные отвечают.

 

«Фотография»

Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми, и он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Ведущий показывает фотографии людей, дети определяют, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.

 

«Расскажи историю»

Ведущий рассказывает маленькую историю. Раздаёт детям карточки с изображением эмоции (смех, печаль, радость, слёзы, равнодушие). Дети должны пересказать историю с определённым настроением и интонацией.

 

«Дружеское интервью»

Ребёнок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. Затем садится другой ребёнок, и игра продолжается.

 

«Позвони мне»

Дети стоят по кругу. В центре стоит водящий с закрытыми глазами и вытянутой рукой. Дети двигаются по кругу со словами: «Позвони мне, позвони и, что хочешь, расскажи. 1-2-3 — звонить мне будешь ты». На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить».

 

«Подними настроение»

Дети делятся на пары. Выбирают, кто будет ведущим. Задача ведущего — смешным рассказом поднять настроение напарнику, вызвать улыбку и смех. Затем меняются.

 

«Комплименты»

Разыгрывается сюжет встречи. Какие приятные слова можно сказать при встрече друг другу? Например: «Я так рад тебя видеть!», «Ты прекрасно выглядишь!», «Какое у тебя красивое платье!», «У вас красивая прическа!»… В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно!»

 

 

«Подбери то, что нужно для работы»

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Ведущий называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех.

 

«Угадай, о ком я говорю!»

Ведущий описывает какую-нибудь профессию, но не называет её (журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, режиссёр). Дети угадывают.

 

«Рубрика»

Журналист (ребёнок) приходит на передачу «Полезные советы», где берёт интервью у ведущих (детей) разных рубрик: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как по- гладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др. Тему «Полезных советов» ребёнок либо определяет по желанию, либо по определённому заданию.

 

«Не пропусти профессию»

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, меха- ник, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, листок, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, по- пугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, диктор, экскурсовод, ветеринар, ложка, учитель.

 

«Найди себе пару»

Дети получают карточки со словами: ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР, МИ-КРО-ФОН, ДИК-ТОР, ТЕ-ЛЕ-ФОН. Задание детям: составить слово и дать ему объяснение

 

«Угадайте профессию»

Весы, прилавок, товар (Продавец). Каска, шланг, вода (Пожарный). Сцена, роль, грим (Артист). Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея). Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар). Доска, мел, учебник (Учитель). Руль, колёса, дорога (Водитель). Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель). Топор, пила, гвозди (Плотник). Кирпичи, цемент, новый дом (Строитель). Краски, кисти, побелка (Маляр). Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий). Болезнь, таблетки, белый халат (Врач). Ножницы, фен, причёска (Парикмахер). Корабль, тельняшка, море (Моряк). Небо, самолёт, аэродром (Лётчик). Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист).

 

«Телепередача»

Выбирается ведущий телепередачи (ребёнок, которому даётся задание — показать по ТВ (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Самый умный».). Приглашённые телезрители (дети) должны угадать, какую передачу они смотрели.

 

«Выбери нужное»

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов орудий труда. Нужно выбрать только те, которые необходимы в работе журналиста. Ответ обосновать

 

«Звукооператор»

Для этой игры необходимы предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например: банка, наполненная сухим горохом; деревянная ложка; колокольчик; свисток; гречка в мешочке; трещотка и др. Детям предлагается распределить роли между собой и сделать радиопостановку. Например, «Сказка о царевиче и драконе». «В далёкой-далёкой сказочной стране жил-был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день от- правил царь старшего сына на охоту (ребёнок имитирует топот копыт с помощью цоканья или стука пальцами по столу). Долго или коротко ехал он, одолела его жажда, подъехал он к ручью водицы попить (имитация с помощью переливания воды). Вдруг видит — лежит огромный камень. Только подошёл царевич к тому камню, как выскочил из-за него заяц и побежал во всю прыть (имитация зайца с помощью банки, наполненной горохом…

 

«Киностудия»

Дети делятся на группы (киностудии). Задание: самостоятельно распределить роли (художники, сценаристы, звукооператоры); выбрать предметные картинки и героев; дать название будущему фильму. Художники на больших листах рисуют сюжет. Сценаристы сочиняют текст к фильму. Звукооператоры подбирают нужные звуковые имитации. Роль режиссёра выполняет взрослый, координируя действия всех. Просмотр, обсуждение фильмов и их оценка кинокритиками и журналистами (детьми) проходит на «ТВ Студии». Лучшему фильму присуждается премия.

 

«Обсуждение интервью»

Просмотрев вместе с детьми передачу «Спокойной ночи, малыши» (либо любую передачу, в содержании которой присутствует интервью, обсуждаем вопросы: какая тема передачи? (о чём передача). Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным (смешным? Что нового вы узнали из передачи? Если бы журналистом были вы, о чём спросили бы гостя передачи (интервьюируемого?

 

Материал можно скачать здесь

свернуть

Глоссарий журналиста

Предлагаем Вам проверить свои знания. Насколько хорошо вы знаете терминологию журналистики?

Переходите по ссылке и узнаем!

свернуть

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» консультация для законных представителей

Современные дети более эрудированны, легко ориентируются в окружающем мире, быстро осваивают технические средства и воспринимают большой объем информации. Однако они испытывают ряд трудностей: дети застенчивы, мало общаются и говорят, тяжело вступают в контакт со сверстниками и с взрослыми, не умеют разрешать конфликты, не могут свободно выражать свои мысли, делать умозаключения, не все проявляют инициативу и самостоятельность, многие не интересуются причинно-следственными связями явлений и не способны к самостоятельному экспериментированию. У детей небогат словарный запас, детская речь монотонна и невыразительна.  Проблема развития речи как средства общения и коммуникативной компетентности воспитанников остается одной из актуальных. Этот факт фиксируют многие ученые, которые занимались и занимаются этим вопросом, такие как: Ушакова О.С., Гербова В.В., Сохина Ф.А., Короткова Э.П., Бородич А.М., Флерина Е.А. и другие.        

Находясь в поиске решения проблемы, мы понимаем, что на сегодняшний день наиболее яркими, развивающими, значимыми для детей являются технологии, которые бы сделали главным участником

педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в игровой, интересной для него форме. На наш взгляд, такой технологией является «Детская журналистика». Есть над, чем поразмыслить: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии коммуникативно-речевых навыков старших дошкольников?» Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей; специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и коммуникативной активности. Помимо этого, данная технология обеспечивает развитие личности во всех образовательных областях. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку: быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, любознательным, направленным на самообразование. Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей, родителей, педагогов и социальных партнёров, детская журналистика набирает свою популярность и увлекает участников педагогического процесса. Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными: Жарковым С.М., Орловым А.Н., Дейкиной А.Ю.

Основная идея технологии заключается в том, что ребенок – это юный журналист, маленький исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Технология организации детской журналистики включает в себя два основных блока: познавательный и  деятельностный.

Познавательный блок включает: знакомство с профессиями, атрибутами журналистики; с методом интервьюирования в форме игры и создания необходимых условий для внедрения данной технологии.

Деятельностный блок включает: непосредственное интервьюирование,

издание детьми собственного выпуска газеты, журнала, передачи, статьи, репортажа, заметки. Речевое сотворчество (определение темы, сбор информации, осмысление и анализ, создание продукта).

Новизна и оригинальность нашего опыта заключается в нетрадиционном подходе к формированию коммуникативно-речевых навыков дошкольников, в успешной комбинаторике современных методов и технологий, в создании презентаций, интерактивных игр, картотек игр и упражнений. Все это способствует повышению качества образования. Наряду с этим, дети становятся активными участниками продуктивной деятельности: создание номеров журнала «РюкзачОК», выпуск передач «САД-TV».

Условия успешной реализации детской журналистики:

• развивающая предметно –пространственная среда;

• профессиональная компетентность педагога;

• совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной ТЕМЕ.

Занятия детской журналистикой формируют социально-коммуникативную компетентность, дети в ходе издания журналов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраивают ситуацию. Развивается креативность – дети получают удовольствие творческой реализации поставленных задач. Причастность к общему делу развивает инициативность. В процессе подготовки новостных выпусков дети приобретают способность ставить совместные цели, планировать работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе формируется самопознание, «Я - концепция».

свернуть

«ОБСУДИТЕ ИНТЕРВЬЮ С РЕБЕНКОМ...» памятка для законных представителей

Уважаемые родители, посмотрите вместе с детьми по телевидению (ТВ) передачу «Спокойной ночи, малыши»... (или любую другую передачу, в содержании которой присутствует интервью).

Поговорите с ребенком об этой передаче. Вы могли бы обсудить следующие вопросы:

  • Какова тема передачи? (о чем передача)
  • Что для вас и вашегоребенка было наиболее интересно?
  • Как вы считаете, почему журналист (телеведущий) пригласил всвою передачу именно этих людей (или сказочных персонажей)?
  • Какой вопрос журналиста показался вам самым интересным(смешным)?
  • Что нового вы узнали из передачи?
  • Какой была речь участников телепередачи?
  • Если бы журналистом были Вы, о чем Вы спросили бы гостя передачи (интервьюируемого).

 

свернуть

«ПОИГРАЕМ ДОМА» консультация для законных представителей

В условиях реализации программы дошкольного образования особое место занимают развивающие технологии, направленные на ребёнка – главного участника педагогического процесса. Развивающие технологии помогают дошкольникам стать успешными, творческими, умело ориентироваться в различных ситуациях. Одной из таких технологий является «детская журналистика», которая помогает детям получать информацию непринужденно, в игровой форме. Интересные сюжеты, неординарность, активное включение в образовательную деятельность детей, родителей и социальных партнёров, всё это, делает детскую журналистику популярной и увлекательной. Применение технологии «детская журналистика» имеет преимущества, которые могут повлиять на качество и эффективность образовательной деятельности. Во-первых, дети получают новый познавательный опыт, во-вторых, журналистская деятельность способствует развитию любознательности, творчества, дисциплины, интеллектуальной и социальной компетентности.

Играя в журналистов, дошкольники многому обучаются, потому что детская журналистика дает огромные возможности для познавательной активности, раскрепощения, способствует воспитанию успешного, любознательного ребёнка. Играя, дети делятся историями о жизни детского сада, о людях, событиях и праздниках. Одним словом, юным журналистам интересно все!

Организация совместной деятельности взрослых и детей, основанная на технологии «детская журналистика» – перспективное направление в деятельности детей, которое позволяет ребенку ощутить себя свободной личностью, дает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, высказывать свои взгляды.

Предлагаем Вам несколько игр, в которые Вы можете поиграть вместе дома.

Игра «Магнитофонный разговор»

Сядьте рядом с ребенком и запишите на магнитофонную ленту письмо бабушке, дедушке или другим родственникам. Перед тем, как начать запись, обсудите с ребенком, какие события произошли в последнее время, о чем ему хотелось бы поведать. Составьте список «репортерских» вопросов, которые собираетесь задать друг другу. Если приготовления окончены, включите магнитофон и возьмите друг у друга интервью, согласно составленному вами вопроснику. Закончив, прослушайте запись и можете отправлять адресату ваше послание.

Игра « Газетный отчет»

Если ваш ребенок уже знает, что в газете рассказывается о событиях, произошедших за день, вы можете подать ему идею сделать, конечно с вашей помощью, собственную маленькую газету. Обсудите, о каких событиях ему хотелось бы рассказать. Придумайте заголовок и со слов ребенка напишите одно- два предложения о том, что ему запомнилось особенно. Если ребенок захочет, пусть проиллюстрирует свой рассказ. Эту газету можно повесить на дверь детской спальни. Стараясь припомнить и связно рассказать обо всем, что произошло с ним или в семье, ребенок, скорее всего, успокоится и сможет лучше «переваривать» события дня.

Игра «Полезные советы»

Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

свернуть