Итоговый отчет по результатам реализации экспериментального проекта
«Апробация разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования»
в 2019/2020 учебном году
1.Основными задачами экспериментального проекта учреждения образования являются:
- апробировать разные модели проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования;
- экспериментально проверить педагогические условия эффективной реализации разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования;
- разработать методические рекомендации по перечню мебели, инвентаря, средств воспитания, обучения, развития детей для педагогических работников учреждения дошкольного образования
2.Характеристика участников экспериментальной деятельности
Экспериментальная группа: старшая группа детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) – 1, средняя группа детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) – 1, вторая младшая группа детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) – 1.
Количество воспитанников и педагогов: 82 воспитанников, 4 педагога
Заведующий – Филипович Евгения Евгеньевна, высшее образование, первая квалификационная категория, педагогический стаж свыше 29 лет.
Участники:
Заместитель заведующего по основной деятельности
Рычкова Галина Анатольевна, высшее педагогическое образование (дошкольное), первая квалификационная категория, педагогический стаж свыше 25 лет.
Руководитель физического воспитания: Жлукта Татьяна Васильевна, высшее педагогическое образование, без категории, педагогический стаж 24 лет.
Воспитатели дошкольного образования:
- Леленик Татьяна Александровна, высшее педагогическое образование (дошкольное), первая квалификационная категория, педагогический стаж свыше 25 лет
- Ломакина Елена Васильевна, высшее педагогическое образование (дошкольное), первая квалификационная категория, педагогический стаж – 10 лет.
- Хлопицкая Вита Георгиевна, высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж – 9 лет.
С декабря 2019 года количество участников экспериментального проекта поменялось в связи с увольнением воспитателя дошкольного образования Леленик Т.А.
Количество воспитанников и участников на декабрь 2019: 51 воспитанник, 3 педагога
Экспериментальная группа: средняя группа детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) -1, вторая младшая группа детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) – 1.
Руководитель физического воспитания: Жлукта Татьяна Васильевна, высшее педагогическое образование, без категории, педагогический стаж 24 лет.
Воспитатели дошкольного образования:
1.Ломакина Елена Васильевна, высшее педагогическое образование (дошкольное), первая квалификационная категория, педагогический стаж – 10 лет.
2.Хлопицкая Вита Георгиевна, высшее педагогическое образование, вторая квалификационная категория, педагогический стаж – 9 лет.
3.Проведённая экспериментальная работа
К итоговому этапу реализации экспериментального проекта в учреждении образования пополнилась материально-техническая база: приобретено из внебюджетных средств игрового оборудования на сумму 2292 руб.: два стеллажа для спортивного инвентаря,3 витрины для игрового оборудования, две кухни «Золушка», игровой уголок «Доктор», уголок ряженья, горка-паравоз, пуфик «Паравоз» с 3-мя вагонами, комплект стеллажей «Бабочка», две тумбы для материалов. Все комплекты мебели приобретены в ЗАО «Ардис» Республики Беларусь
В 2019/2020 учебном году в нашем учреждении образования функционировало 12 групп (две первых младших, две вторых младших, четыре средних, три старших, и 1 специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Развивающая предметно-пространственная среда учреждения образования во всех возрастных группах представлена игровыми центрами: экологический центр познавательно-исследовательский центр, центр сюжетно-ролевых игр, ЛЕГО-центр или центр конструирования, библиотечный центр, центр драматизации, центр краеведения. Модели проектирования предметно-развивающей среды имеют свои особенности в разных возрастных группах. Например, в старших группах дошкольного возраста актуален шахматно-шашечный центр, т.к. в нашем учреждении, как и во всем Дзержинском районе проводится активное обучение детей старшего дошкольного возраста обучению игре в шахматы. Создана группа по интересам «Белая ладья», проводятся внутрисадовые и районные турниры «Малыши играют в шахматы и шашки», выставки дидактических пособий и игр по данной тематике. Так же во всех старших группах оформлен уголок школьника, где размещены интеллектуальные игры, школьные принадлежности, магнитные алфавиты, азбуки, кассы букв и др. для подготовки старших дошкольников к основам школьной жизни.
Все группы пополнены игровыми пособиями и игрушками, согласно «Перечню средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007г №50):
-наборы для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Маленький доктор», «Пожарная часть», «Моя семья», «Супермаркет», «Магазин», «Бистро», «Прачечная», «Станция технического обслуживания. Костюмы для сюжетно-ролевых игр «Пожарная часть», «Поликлиника», «Больница» -8 пар.
-разнообразные виды театров -6 наборов.
-строительные наборы из различных материалов, конструкторы «ЛЕГО»-30 шт.
-спортивный инвентарь для центров двигательной активности в группах- скакалки-5 шт, мячи-6шт, обручи различного диаметра-18 шт.
-наборы шахмат и шашек для групп среднего и старшего дошкольного возраста-8 шт.
В сентябре 2019 года разработан календарный план реализации экспериментального проекта «Апробация разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждениях дошкольного образования» на 2019/ 2020 учебный год. Таки же календарные планы по реализации экспериментального проекта в своих возрастных группах разработали в сентябре месяце участники проекта, воспитатели дошкольного образования Ломакина Е.В., Хлопицкая В.Г., Леленик Т.А.
Для решения задачи по экспериментальной проверке педагогических условий эффективной реализации разных моделей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и, согласно разработанному календарному плану учреждения образования участники проекта (воспитатели дошкольного образования) ежемесячно вели дневники экспериментальной деятельности, в которых отражали актуальность применения на практике «Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря» по Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007г №50.
В промежуточных отчетах, составляемых ежемесячно заместителем заведующего по основной деятельности Рычковой Г.А., приводились данные наблюдений по использованию наглядных пособий, игр и игрового оборудования во второй младшей, средней, старшей (до декабря 2019) группах.
На протяжении учебного года воспитатели дошкольного образования отработали все разделы данного перечня:
-оборудование для игровой деятельности
Выводы: из предложенного перечня для игровой деятельности во всех возрастных группах не вызывают особого интереса куклы-голыши, строительные наборы из мягконабивных материалов не вызывают интереса у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а дети 3-4 лет предпочитают строительные наборы именно из такого материала. Мякгонабивная мебель у воспитанников 4-6 лет не пользуется спросом, им интереснее игровая мебель «Аптека», «Кухня», «Парикмахерская». Не вызывают особого интнреса у детей старшего дошкольного возраста музыкальные инструменты, в то время, как малыши3-лет активно с ними играют.
-оборудование для художественной деятельности
Выводы: из предложенного перечня не вызывают у воспитанников всех возрастных групп интереса демонстрационные картинки с изображением музыкальных инструментов, изделия декоративно-прикладного искусства. Эти пособия актуальны только на тематических занятиях.Для рисования, аппликации, лепки все предложенные пособия актуальны и используются в полной мере. Для технического конструирования актуальны еше наборы конструктора «ЛЕГО» («Полесье», «Дупло» и др.)
- оборудование для общения, развития речи, ознакомления с окружающим
- оборудование для познавательно-практической деятельности
Выводы: из предложенного перечня у воспитанников 3-4 лет не вызывают интереса картинки, альбомы интерьеров жилых помещений, общественных помещений, в то время как детям 4-6 лет эти картинки уже интересны. Так же детям 3-4 лет еще сложно понять предложенные в перечне модели-схемы, пищевые цепочки. Таблицы строения растений, развития живых организмов.
- оборудование для трудовой деятельности
Выводы: в предложенном перечне много неактуальных предметов: например веревки и зажимы для сушки кукольного белья(все сушится в прачечной), санки для перевозки снега (10) шт. не актуальны в наши дни. Если бывают снежные месяцы , то воспитанники привозят санки из дому, в условиях учреждения такое количество санок, тачек, лопат хранить негде. Щетки для сметания снега, чистки обуви тоже достаточно несколько на группу, т.к. детские шкафчики не позволяют хранить большое количество вещей.
- оборудование для учебной деятельности
Выводы: практически все предложенные материалы способствуют качественному решению задач образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Только предложенные палочки возрастающей высоты, ширины можно заменить на разрезные плоскостные полоски и хранить в конверте, Это более функционально Двухсторонние плакаты «Сложение». «Вычитание» не актуальны еще в средней и во второй младшей группе.
Руководителем физвоспитания Жлуктой Т.В. был проанализирован документ «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий», Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2014г №105. На основании практики работы по данному перечню руководитель физвоспитания так же сделала свои выводы в актуальности перечисленного спортивного оборудования на практике:
Предложенные в перечне вожжи с бубенчиками не актуальны в использовании, небезопасны. Так же в перечне предложено использовать несколько видом досок. Актуальны только ребристая доска, доска с зацепами, которую можно использовать и в качестве наклонной доски. Неактуальна и мерная планка, ее может заменить более функциональная рулетка. Педальные крупногабаритные машины, мотоциклы, вездеходы неактуальны для группы детей, самокаты и велосипеды для занятий физической культурой более выгодны и целесообразны. Так же не актуальны тележки для спортивного инвентаря, т.к. в современном мире есть легкие , функциональные корзины из легких и прочных материалов, которые занимают меньше пространства и легче в обработке. Куклы разных размеров можно всегда взять в группе и исключить из перечня спортивного оборудования. Шары разного размера и материала можно заменить мячами.
Руководителем физвоспитания представлена презентация по наполняемости спортивного зала нашего учреждения образования.
Работая, согласно календарному плану реализации экспериментального проекта, были проведены следующие мероприятия с педагогами: Анкетирование «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в учреждении дошкольного образования», выставка научно-методической литературы по организации предметно-развивающей среды разных возрастных групп, семинар – практикум по теме «Модель построения предметно- пространственной среды в учреждениях дошкольного образования», консультация «Организация предметно-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования», фестиваль-конкурс «Лучшее игровое пособие по обучению детей безопасности жизнедеятельности», интервьюирование воспитателей «Во что играют Ваши воспитанники?» Проведен конкура «Лучший экологический центр группы учреждения дошкольного образования», результаты конкурса размещены на сайте учреждения образования. Оформлен буклет «Этапы создания электронной дидактической игры». В апреле проведено анкетирование педагогов «Детские игровые центры в учреждении дошкольного образования. Содержание и критерии».
Работа с воспитанниками выполнена в полном объеме, согласно разработанному плану. Особенно хочется отметить проведение совместных Малых Олимпийских игрвоспитанников старших групп нашего учреждения образования совместно с учащимися 1-х классов ГУО «Средняя школа №1 г. Фаниполя». Мероприятие проходило на базе нашего дошкольного центра. Воспитанники старших групп подготовили физкультурно-хореографическую композицию «Торжественное открытие Олимпиады» под руководством руководителя физвоспитания Жлукта Т.В. Воспитанники нашего учреждения приняли активное участие в районной инициативе маленький блогер. «Мир игры и игрушки глазами ребенка». Видеоролики размещены в одноименной рубрике на сайте учреждения образования.
Работа с семьями воспитанников так же проходила согласно, разработанному плану. Провели совместную выставку пособий по безопасности жизнедеятельности, участники проекта в своих возрастных группах провели Индивидуальные беседы с родителями по теме «Наш игровой уголок дома», «Чем занять малыша в выходной день», в ходе которых рассказали об организации игровой среды дома, о том, какие игрушки нужны для полноценного развития ребенка. Разработаны буклеты «Развивающие доски бизиборд: идеи для изготовления своими руками», «Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста», подготовлена консультация для семей воспитанников «Играем в кубики». Отмечена активность семей воспитанников при проведении фестиваля «Мой ЛЕГО-день» в кругу семьи. Особенно активно приняли участие родители второй младшей группы №1, участники проекта под руководством воспитателя дошкольного образования Хлопицкой В.Г. Семейные фоторепортажи размещались в группе на протяжении февраля месяца, систематически пополнялись. Родители активно включились и в групповой игровой проект «ЛЕГО-строители», разработанный Хлопицкой В.Г.
3.Результаты экспериментальной деятельности. Предложения по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе.
Создавая предметно-развивающую среду для воспитанников, мы придерживались принципов активности, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка, принципа учета половых и возрастных различий детей. Особенности проектирования развивающей предметно-пространственной среды яслей заключались в создании домашней обстановки, способствующей адаптации ребенка, старались подбирать мебель нейтральных, не ярких цветов, создавали сенсорные центры. Считаем, что наша предметно-развивающая среда учреждения образования отвечает основным функциям: организаторской, коммуникативной, обучающей, информационной, функции сохранения психологического здоровья воспитанников. Хотелось бы, чтобы игровые центры были более мобильны, легко передвигались с места на место, но это невозможно из-за того, что вся мебель в групповых ячейках должна быть закреплена и безопасна в использовании. Закрепленные игровые центры проблематично часто передвигать. В ясельных и младших дошкольных группах можно использовать мягкие игровые модули, легко передвигаемые, тем более, что дети этого возраста, судя по наблюдениям, очень любят мягконабивную мебель, игрушки, строительный материал.
Подходя к завершению экспериментального проекта, считаем, что поставленные цели выполнены. Опробируя на практике, предложенные Министерством образования Республики Беларусь «Перечнь средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря», «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий» отмечено, что все предложенные игры, пособия, оборудование в целом соответствует качественному решению задач учебной программы дошкольного образования. Однако, считаем, что можно внести некоторые коррективы в список перечней:
Исключить в разделе «Оборудование для игровой деятельности» пункты 8,10.12*,15,20,21,28,29.38.137.138,160,161,164. Т.к. эти игры и пособия потеряли свою актуальность, не пользуются спросом у детей. В игровые пособия считаем необходимым добавить электронные образовательные ресурсы, игровые сенсорные коврики, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Исключить в разделе «Оборудование для художественной деятельности» пункты 170, 182, 185, 187,195,213,229,237, т.к эти пособия на практике не актуальны
Исключить в разделе «Оборудование для познавательно-практической деятельности» пункты 252,254261 (циркуль, весы рычажные), 278, 279 предметы для опытов -свеча, спички, т.к. эти материалы небезопасны.
Исключить в разделе «Оборудование для трудовой деятельности» пункты 309,313,319,340,348. Тачки, терки, носилки, рулетки и др. хозяйственные вещи есть у заместителя заведующего по хозяйственной работе в специальных хранилищах, в групповой ячейке это оборудование хранить нереально и проблематично. То же касается граблей, лопат, метелок. Предлагаем оборудование для коллективного труда(иглы, нитки, ткацкий станок, швейные машинки) исключить из общего перечня, т.к. они не актуальны в работе с воспитанников старших групп, где численность воспитанников всегда более 30 человек. Считаем, что это оборудование актуально, если работает образовательная услуга « Детское ручное ткачество» в учреждении образования.
Предложения по включению в перечень:
-список рекомендуемых комнатных растений для всех возрастных групп:
-список рекомендуемых обитателей живого уголка для всех возрастных групп;
-электронные образовательные ресурсы.