Растим маленького патриота

История Беларуси

Дорогие ребята! Вы никогда не задумывались, почему нас называют белорусами, а нашу Родину – Беларусь? Ученые утверждают, что белая значит великая, святая, свободная, независимая. Действительно, с древности белый цвет означал свободу. Поэтому наши предки носили белую льняную одежду, показывая другим народам свое дружелюбие, гостеприимство, любовь к Родине и готовность к ее защите.

Родина - это место, где мы родились, поэтому она самая близкая из всех стран.

Первый человек на территории Беларуси появился в далекие-далекие времена. Жили наши предки на берегах рек и озер. Занимались земледелием, рыболовством и охотой на диких зверей.

Постепенно территорию Беларуси заселили восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей. Племя - это группа людей, которые имеют общее происхождение, свой язык и место проживания. Письменные упоминания о них приводятся в летописи "Повесть временных лет".

Первой установленной датой в нашей истории является 862 год. Под этим годом упоминается город Полоцк и Полоцкое княжество. Немного позднее, под 980 годом, летописи указывают Туровское княжество. Полоцкое и Туровское княжества - это первые государственные образования на территории нашей Родины.

Государство представляет собой союз граждан, созданный с общей целью защиты их жизни, свободы и имущества.
С их появлением в Беларуси основываются новые города. Древнейшие из них - Витебск (947 г.), Заславль (конец X в.), Брест (1019 г.), Орша (1067 г.), Логойск (1078 г.), Пинск (1097 г.), Борисов (1102 г.).

Государство способствовало развитию культуры, письменности, религии. В это время белорусы принимают христианство. Его распространение на территории Беларуси связано с деятельностью Евфросинии Полоцкой.

В XIII веке наши предки объединились с балтами в государство - Великое княжество Литовское (ВКЛ).

Балты - это предки современных литовцев и латышей.
Постепенно в состав нового государства вошли все белорусские земли. В период своего расцвета ВКЛ являлось крупнейшим государством в Европе, а его границы простирались от Балтийского до Черного моря. 

В эпоху ВКЛ Франциск Скорина издал книгу "Псалтырь" (1517 г.) - первую на восточнославянских землях. Был составлен один из первых сборников законов в Европе - Статут ВКЛ (1529 г.).

В 1569 году Великое Княжество Литовское и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую.

Речь Посполитая - союз двух самостоятельных государств.
Однако постоянные войны и внутренние противоречия ослабили Речь Посполитую, и она в конце XVIII века была разделена между другими странами. Белорусские земли вошли в состав Российской империи.

После Октябрьской революции 1917 года установилась советская власть. 

В 1919 году была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Это государство положило начало самостоятельности белорусского народа.
В 1922 году БССР и другие советские республики объединились и образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Самым трагичным и одновременно героическим периодом истории для белорусского народа стала Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года - с 1941 по 1945 год. С врагом в войну вместе с солдатами сражались старики, женщины и дети. Всему миру известны имена детей-героев Пети Котельникова, Марата Казея, Зины Портновой и многих-многих других.

Путь к миру и возрождению в Беларуси начался только в 1943 году, когда были освобождены первые белорусские деревни и города. День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков стал государственным праздником - Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики), который отмечается 3 июля.

Вклад белорусского народа в борьбу с фашизмом был высоко оценен другими государствами: БССР стала одной из стран-основательниц Организации Объединенных Наций.

В послевоенное время все силы белорусского народа были направлены на восстановление страны, возрождение городов и деревень. Благодаря трудолюбию и энтузиазму белорусов наша страна стала развитым промышленным центром Советского Союза. Образование и наука, культура и охрана здоровья были одними из самых передовых в мире.

В 1991 году Советский Союз распался, Республика Беларусь объявила себя независимым, самостоятельным государством. 15 марта 1994 года был принят Основной Закон нашей страны - Конституция Республики Беларусь. Конституция регулирует все сферы жизни белорусского общества.
Согласно Конституции, власть в нашей республике принадлежит народу. Высшим выборным государственным органом является Национальное собрание - парламент. В парламенте принимаются законы, по которым живет наше государство.

Руководителем страны, согласно Конституции, является Президент Республики Беларусь. Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, справедливых отношений в обществе. В результате всенародных выборов в 1994 году первым Президентом Республики Беларусь был избран Александр Григорьевич Лукашенко.

Выполнение принятых законов обеспечивает Правительство. Его название - Совет Министров Республики Беларусь.

Сегодня наша страна является европейским государством с развитой экономикой, промышленностью и образованием.
О таких брендах Беларуси, как МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Парк высоких технологий, известно далеко за рубежом. Нашу страну и ее людей знают и уважают во всем мире.

https://president.gov.by/ru/president/detjam/

свернуть

Государственное устройство Беларуси

Страна. Общество. Государство.
Все это наша Беларусь.

"В Беларуси красивейшая природа" - говоря так, мы имеем в виду нашу страну.

"Беларуси нужна активная талантливая молодежь" - это уже мы ведем речь об обществе.

"Беларусь помогает соотечественникам за рубежом" - в данном случае мы говорим о нашем государстве.

Что же включают в себя эти важнейшие понятия?

Страна - географическая территория, имеющая исторические и культурные особенности.

Общество - люди, которые живут в одной стране и связаны друг с другом различными отношениями.

Государство - политическая форма организации общества, органы власти, которые управляют обществом (Президент, Парламент, Правительство, Суды и т.д.)

Республика Беларусь (Беларусь) - официальное название нашего государства. Большинство людей, проживающих на территории государства, являются его гражданами.

Гражданство - особая правовая связь человека и государства, подразумевает их взаимные права и обязанности.

Государство обеспечивает права и свободы своих граждан и их соблюдение.

Права, свободы и обязанности гражданина прописаны в Конституции.

Граждане находятся под защитой своего государства, даже когда пребывают на территории других стран.

Гражданами Беларуси при рождении становятся дети, один или оба родителя которых являются гражданами Республики Беларусь (это так называемое право крови).

Гражданами Республики Беларусь могут стать люди, которые прожили в Беларуси не менее 7 лет, не нарушая законов и трудясь на благо страны.

Согласно ст. 1 Конституции Республика Беларусь - Унитарное Демократическое Социальное Правовое государство.
Унитарное (от лат. unitarius - единый)
Все административно-территориальные единицы подчиняются единым нормам права:

одна Конституция;
единое законодательство;
единая система высших органов власти;
подчинение местных органов власти республиканским.
Демократическое
В установлении правил жизни государства участвуют все граждане. Представительные органы власти (Президент, Парламент, Советы депутатов) выбираются путем голосования, что означает:

контроль за властью со стороны общества;
многообразие мнений, политических партий;
местное самоуправление.
Социальное
Государство всем своим гражданам обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие:

защита социальных прав человека на труд, отдых, охрану здоровья и т.д.;
адресная помощь тем, кто в ней нуждается: пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам и др. категориям граждан.
Правовое
Верховенство закона:

гарантия прав и свобод граждан;
соответствие законодательства общепризнанным стандартам международного права;
взаимная ответственность граждан и государства;
разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В Республике Беларусь, как и в других современных демократических государствах, власть разделена на три независимые друг от друга ветви: Законодательную, Исполнительную и Судебную.

Президент Республики Беларусь обеспечивает преемственность органов государственной власти и является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента Республики Беларусь
формирует Правительство;
издает декреты, указы и распоряжения, подписывает законы;
обращается с посланиями к народу о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
представляет Беларусь в отношениях с другими государствами;
является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
награждает государственными наградами;
принимает меры по охране суверенитета и национальной безопасности;
назначает на высшие государственные должности.
Законодательная (представительная) власть создает законы государства.
Республиканский орган власти: Парламент.
Местные органы власти: Советы депутатов.
Исполнительная власть обеспечивает исполнение законов, занимается управлением.
Республиканские органы власти: Совет Министров, Министерства, Государственные комитеты.
Местные органы власти: Исполнительные комитеты, местные администрации.
Судебная власть осуществляет контроль за правильным исполнением законов.
Республиканские органы власти: Конституционный Суд, Верховный Суд.
Местные органы власти: областные, районные, экономические суды.
Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, дополняют и уравновешивают друг друга.

Парламент является высшим коллегиальным представительным и законодательным органом власти. Представительным - поскольку представляет интересы избирателей - граждан Беларуси. Законодательным - поскольку его главной функцией является законотворчество.

Парламент в Республике Беларусь называется Национальным собранием и состоит из двух палат: Палаты Представителей и Совета Республики.

Палата Представителей

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Беларуси образуется 110 избирательных округов. Депутатов избирают в соответствии с законом на основе свободного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Совет Республики

Членов Совета Республики избирают депутаты местных Советов депутатов базового уровня; 8 членов Совета Республики назначает Президент.

Членом Совета Республики может быть гражданин Беларуси, достигший 30 лет и проживший на территории, интересы которой он будет представлять, не менее 5 лет.

Каждый закон обычно принимается и Палатой представителей, и Советом Республики. При необходимости создаются согласительные комиссии для нахождения решения, которое устроит обе палаты.

Правительство - Совет Министров 

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - это центральный орган государственного управления, который осуществляет руководство системой подчиненных ему министерств, государственных комитетов и иных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Состав Совета Министров:
Премьер-министр Республики Беларусь;
Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;
Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
Министры Республики Беларусь;
Председатели государственных комитетов Республики Беларусь;
Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
Председатель Президиума Национальной академии наук Республики Беларусь;
Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
Иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Президиум Совета Министров
Президиум Совета Министров Республики Беларусь является постоянно действующим органом, который рассматривает вопросы, находящиеся в полномочиях Правительства и требующие безотлагательного решения. В его состав входят:

Премьер-министр Республики Беларусь;
Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
Министр экономики Республики Беларусь;
Министр финансов Республики Беларусь;
Министр иностранных дел Республики Беларусь.
Премьер-Министр руководит работой Правительства, назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Министры возглавляют министерства и персонально отвечают за управление отдельными отраслями экономики.

Министерства Республики Беларусь:
Министерство антимонопольного регулирования и торговли;
Министерство архитектуры и строительства;
Министерство внутренних дел;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства;
Министерство здравоохранения;
Министерство иностранных дел;
Министерство информации;
Министерство культуры;
Министерство лесного хозяйства;
Министерство обороны;
Министерство образования;
Министерство по налогам и сборам;
Министерство по чрезвычайным ситуациям;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Министерство промышленности;
Министерство связи и информатизации;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
Министерство спорта и туризма;
Министерство транспорта и коммуникаций;
Министерство труда и социальной защиты;
Министерство финансов;
Министерство экономики;
Министерство энергетики;
Министерство юстиции.
 

Председатели Государственных комитетов возглавляют государственные комитеты и персонально отвечают за межотраслевые вопросы, которые в той или иной степени касаются всех отраслей.

Государственные комитеты Республики Беларусь:
Комитет государственной безопасности;
Государственный военно-промышленный комитет;
Государственный комитет по имуществу;
Государственный комитет по науке и технологиям;
Государственный комитет по стандартизации;
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь;
Государственный таможенный комитет.
Членов Совета Министров назначает и освобождает от должности Президент по представлению Премьер-министра.

Местное управление и самоуправление

Территория Беларуси делится на административно-территориальные единицы:

области - 6, г. Минск;
районы - 118;
города областного подчинения - 10;
города районного подчинения - 104;
сельсоветы - 1151;
поселки городского типа - 86.
В каждой административно-территориальной единице есть исполнительный комитет - исполком. Исполкомы обеспечивают исполнение законов и управление на данной территории государственной собственностью - предприятиями, школами, специальной техникой, жилыми домами и т.п. Исполкомы решают вопросы местного значения.

Судебная власть

Интересы людей, организаций часто не совпадают, вступают в противоречие. Возникают конфликты. Если одна из сторон считает, что ее права или интересы ущемлены, у нее есть право обратиться в СУД для восстановления справедливости.

Судебная власть Республики Беларусь принадлежит судам:

Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Система судов общей юрисдикции:
Верховный Суд, областные и Минский городской суды, районные / городские суды, которые рассматривают трудовые, жилищные, земельные, экологические, семейные, административные и гражданские споры, уголовные дела.
Экономические суды областей, г.Минска, которые рассматривают экономические споры - о долгах, банкротстве. https://president.gov.by/ru/president/detjam/

свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Государственный флаг

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.



Цвета нашего флага имеют следующие значения:

Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.
Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.

Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Факты о нашем флаге
Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

 

Государственный герб

В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость.



В центре контур Беларуси – суверенитет, территориальное единство страны.

Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера – благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ".

Земной шар – желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.

Восходящее солнце – символ жизни и наилучшей доли.

Звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа.  

 

Государственный гимн


Это торжественное музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом: во время официальных государственных церемоний, ритуалов, празднеств, спортивных соревнований.

Текст Государственного гимна прославляет желание белорусского народа жить в мире, его трудолюбие, готовность защищать родную землю. 

 

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Слова М. Климковича, В. Каризны
Музыка Н. Соколовского 

 

Конституция 

Конституция (от лат. сonstitutio – установление, устройство) – это юридический документ, определяющий устройство государства, права, свободы и обязанности граждан и обладающий высшей юридической силой.

Согласно теории общественного договора, Конституция закрепляет договоренность между обществом (гражданами) и государством по самым важным для общества вопросам.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу, и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Высшей ценностью Конституция объявляет человека, его жизнь.
Конституция – Основной Закон государства:

определяет государственное устройство;
устанавливает принципы избирательной системы;
регулирует образование органов власти;
закрепляет права и обязанности граждан.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, внесенными по итогам республиканских референдумов 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года). В этот день ежегодно отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь представляет собой структуру, состоящую из Преамбулы и 9 разделов (148 статей):
Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Раздел IV. Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, Суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VIII. Порядок изменения и дополнения Конституции.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения. https://president.gov.by/ru/president/detjam/
 

свернуть

Природа Беларуси

Дорогой друг! Ты живешь в самой красивой стране в мире. У нас нет высоких гор и глубоких морей, но мы гордимся множеством живописных возвышенностей, густых лесов и бескрайних лугов, голубых рек и озер, уникальных болот. Наша общая задача - сохранить богатство родной природы и передать его потомкам.

Республика Беларусь имеет равнинную поверхность. Общая площадь земель - 20,8 млн га. Гектар - это мера площади, которая представляет собой квадрат со сторонами 100 м.

Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности в калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах.

Из-за отсутствия собственных ресурсов в Беларусь завозят нефть, газ, уголь, гипс и другие полезные ископаемые.

Беларусь - край рек и озер, не зря ее называют синеокой.

Большинство озер расположено на севере страны - в Белорусском Поозерье. Образовались они еще в ледниковый период. Ледниковый период - древнее длительное похолодание, когда ледники полностью или частично покрывали Беларусь. Огромные ледниковые глыбы значительно изменили природный ландшафт нашей страны. Созданные ими  впадины и углубления после таяния ледника заполнились водой. Всего в Беларуси около 11 тыс. озер. Они используются в промышленности и быту, являются источником питьевой воды, местом обитания многих животных и рыб.

В нашей стране более 20,8 тыс. рек и ручьев. Их общая протяженность - 90,6 тыс. км. Это в два с лишним раза длиннее экватора. Экватор - это воображаемая линия, которая проходит посередине земного шара.

В Беларуси много подземных пресных вод. Они залегают в основном на глубинах от нескольких до 200 м.

Во всем мире наша страна известна своими болотами. Их называют "легкими Европы". Белорусские болота играют важную роль в природе. Они способствуют очищению воздуха от углекислого газа, сохранению редких видов растений и животных.

Белорусские леса - гордость нашей страны и ценный ресурс, а лесное хозяйство - одна из важных отраслей отечественной экономики.

Леса существенно влияют на экологию. Настоящая гордость Беларуси - Беловежская пуща, не измененная за много веков человеческой деятельностью. Отдельным деревьям пущи 600-800 лет.

Беларусь имеет очень разнообразный растительный мир. Всего в стране насчитывается около 14 тыс. видов растений. Более 500 видов используются в народном хозяйстве. Например, рожь, пшеница, кукуруза, картофель, свекла и многие другие.

В природе Беларуси встречаются редкие растения. Для учета и защиты их заносят в Красную книгу. Красная книга - это перечень редких видов растений и животных на территории нашей страны, которым грозит исчезновение. В Красную книгу Республики Беларусь внесены 303 вида растений, они охраняются государством.

Очень богат животный мир Беларуси. Всего насчитывается около 27,1 тыс. видов разнообразных животных.

Сюда включены беспозвоночные, птицы, млекопитающие, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Наиболее известные представители животного мира Беларуси - это лось, кабан, косуля, заяц (русак и беляк), белка, лисица, олень, бобр, куница и многие другие.

Некоторые животные занесены в Красную книгу. В настоящее время государством охраняется 202 вида.

Одним из уникальных млекопитающих является европейский зубр, численность популяции которого достигла 1886 особей. В северных лесах страны обитают не менее 100 медведей. Волков в Беларуси насчитывается около 2 тыс., в отличие от большей части территории Европы, где этот зверь истреблен. Наибольшим разнообразием отличаются птицы, количество их видов в два раза превышает число видов млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых. https://president.gov.by/ru/president/detjam/

свернуть

Как стать Президентом

Для того чтобы стать Главой государства, нужно многому учиться, иметь широкий кругозор, любить свою страну и стремиться сделать её лучше. Говоря простыми словами, нужно быть гражданином и патриотом своей родной Беларуси.

Президент Республики Беларусь имеет много полномочий. Он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Это большая ответственность и тяжелый каждодневный труд.

Президент избирается на пять лет прямым голосованием всеми гражданами, обладающими избирательным правом.

Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти.

"Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества".
Ст. 80 Конституции Республики Беларусь
Кроме полномочий, Президент имеет ряд прав и обязанностей.

Президент Республики Беларусь:

формирует Правительство;
представляет Беларусь в отношениях с другими государствами;
является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
принимает меры по охране суверенитета и национальной безопасности;
назначает на высшие государственные должности;
издает декреты, указы и распоряжения, подписывает законы;
обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
награждает государственными наградами. 

https://president.gov.by/ru/president/detjam/kak-stat-prezidentom

свернуть

Организация работы учреждения дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества  характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:

развивать:

— осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

— интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

— чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

— умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

— интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

— гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

— любознательность к понятию «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

— активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

— адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

— интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

— сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

— национальное самосознание;

— знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

— чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

— самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

— интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

— гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

— интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

— патриотические чувства, гражданственность;

— чувства любви к родному краю и гордость за него;

— лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

— уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом  следующих принципов:

— гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

— культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

— постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

— комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

Патриотическое воспитание предполагает процесс передачи ценностей и норм культуры одного поколения другому, творческое овладение достижениями культуры, бережным отношением к национальным традициям своего народа. Содержание патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:

1.История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.

2.Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;  

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.

3. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

Содержание данного направления реализует процесс патриотического становления и развития личности, который зависит от характера взаимодействия дошкольника с  культурно-исторической средой своей Родины, от адаптации к ней и самореализации в ней с учетом индивидуальных возможностей.

4. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.

5. Знаменитые белорусы

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, немстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.

6. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.

7. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (от трех до четырех лет).

Содержание педагогической работы

Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.

Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине — своем городе, поселке: их название, знание некоторых улиц и мест города, поселка.

Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому),  развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.

С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, вечеров, творческой работы педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). К изучению произведений устного народного творчества приобщаются родители во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.

Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА (от четырех до пяти лет)

Содержание педагогической работы

Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (комплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица — Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;

Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.

Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалье, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) — как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.

На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства — машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, аппликации, игра-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.

Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

СТАРШАЯ ГРУППА (от пяти до шести лет)

Содержание педагогической работы

Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).

В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и Росии,День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание колладжа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.

Дети с нетерпением ждут встреч с людьми, прославивших нашу Родину: деятелями искусства, учеными, спортсменами и т.д. В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. — на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.

В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

Педагог организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – наш общий дом.

 

СТАРШАЯ ГРУППА (от шести до семи лет)

Содержание педагогической работы

Педагог побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках,  их занятиях, семейной экономике; дети размышляют о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты и др.).

Воспитание уважения к языкам, на которых разговаривают белорусы, осуществляется во всех видах деятельности дошкольников. Педагог мотивирует к  изучению и свободному владению родными языками средствами  художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий; педагог расширять знания воспитанников об особенностях белорусского языка в игровой деятельности. В беседе воспитатель дает сведения о том, что дети, посещающие группу, дошкольное учреждение, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языка.

Воспитатель расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. С детьми обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования и др.). Педагог показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, об их национально культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность — любовь к своей семье, дошкольному учреждению, родной природе, соотечественникам.

Педагог формирует у детей патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы Республики Беларусь: флаг, герб, гимн. Педагог знакомит с изображением Государственного герба Республики Беларусь, показывает местонахождение его в группе, в учреждении образования, рассказывает о предназначении Государственного герба Республики Беларусь, об истории создания герба. На занятиях, празниках, торжественных мероприятиях педагог  знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Средствами беседы, рассматривания картин, репродукций, альбомов с  государственной тематикой педагог знакомит детей в общих чертах и интересной форме с государственным устройством Республики Беларусь, с армией, флотом, авиацией;  воспитывает гордость к защитникам Республики Беларусь и формирует уверенность в том, как почетно быть на защите своей страны. Педагог расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижениях людей страны в труде, спорте, искусстве.

Педагог продолжает знакомить с праздниками: государственными (День Конституции, День единения народов Беларуси и России,День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда); воспитывает у детей радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников.

Знакомство с национальными праздниками (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти) развивает познавательную активность дошкольников о родной природе, истории страны, достопримечательностях и культуре белорусов.

Педагог продолжает формировать гражданственность детей в связи с уважением к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.; и чувство гордости за их деятельность и достижения.

У дошкольников формируются элементарные представления об историческом прошлом Беларуси по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанных с событиями из истории страны, о которых он узнает на тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях.

Педагог закрепляет знания о  достопримечательностях своего поселка, улицы, города, своей страны (исторических памятниках: храмах, костелах и др.; архитектуре: музеях, театрах, парках, стадионах и др.; промышленных и сельскохозяйственных производствах).  Знания детей о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, в сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности у детей развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей в разных странах земного шара, формируется уважительное отношение к культуре и традициям граждан других стан.

свернуть

Содержание патриотического воспитания дошкольников

*приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фальклору, народным играм;

*знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

*проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

*организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

*Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

*Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

*Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

*Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

*Расширяйте собственный кругозор.

*Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

*Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа..

*Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

     1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книжкам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием "как в библиотеке" поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

     2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

     3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в "новоселье", помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен доим, красив ли, удобен ли для жилья.

     4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят  разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

     5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

     6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру "Кто больше заметит интересного?", "Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице". Я вижу, что машины убирают улицы. А что ты видишь? Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

     7. Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. 

свернуть

Как воспитать в ребенке патриота?

Патриот — это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

Тема патриотизма - нынче жгучая и больная тема для нашей страны.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа; но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Нынешнее общество влияет на детей и подростков далеко не с лучшей стороны: налицо погоня за удовольствиями, эгоизм, расчет, приобретательство, потребительство.

Поэтому вопрос о патриотизме становится сегодня особенно важным, так как без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.

Итак, сегодня мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с вопросом: как воспитать в ребенке патриотизм.

На самом деле патриот- это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации.

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!» и т.д.

Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

6. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.

Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

свернуть

Проблемы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский, “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Да, к сожалению семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, иметь добрые человеческие проявления. Чтобы поступки личности соответствовали нормам человеческого общества, тем общечеловеческим нравственно-духовным положениям, определяющим нравственное поведение и поведение, ушедшее за границы нравственности, необходимо, чтобы эти общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного

Со времен Платона и до наших дней мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Ведь о детях необходимо знать, заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг.

Русский педагог, врач, специалист в области изучения детского характера П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье.

  1. Если родители не обращают внимание на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержки умственного и нравственного развития.
  2. Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности излишнюю самоуверенность, высокое мнение о своей личности.
  3. В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению знаниями.
  4. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живет гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.
  5. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают всю его активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, не способными взглянуть в лицо реальной жизни.
  6. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания.

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

 Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Рычкова Г.А.

 

Список литературы:

  1. П.М. Якобсон “Почему надо воспитывать чувства детей”.: М.“Просвещение”, 1964.:
  2. В.Г. Нечаев и Т.А. Маркова “Нравственное воспитание в детском саду” М.: “Просвещение” 1984.
  3. Л.Ф. Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника”, М.: “Просвещение” 1987.
  4. В.А. Сухомлинский “О воспитании”, М.: “Политическая литература”, 1975.
  5. Зденек Матейчек “Родители и дети”, М.: “Просвещение”, 1992.

 

свернуть