Детская журналистика

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В условиях реализации программы дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также уделяется внимание различным видам детской деятельности, развитию у детей самостоятельности, инициативы, и творческих способностей. Современный воспитатель должен осознавать, что от него во многом зависит развитие у детей этих важных качеств. Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение.

Одной из таких технологий является детская журналистика.

Детская журналистика - это инструмент развития творческой личности, несущая творческую, познавательную и коммуникативно - игровую функцию.

Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, новизна данной технологии заключается в том, что у дошкольников формируется нравственная система ценностей, формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе, а именно:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).

Хочется порассуждать и ответить на вопросы: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?»

Основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины.

При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Таким образом, детская журналистика является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Она не только повышает профессиональный уровень педагогов, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал дошкольников.

Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.

Задачи:

  • развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
  • овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
  • сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – фундаментальные составляющие детской журналистики как технологии.

Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:

  • развивающая предметно – пространственная среда;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.

Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:

I этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.

Для решения данной задачи педагоги могут использовать нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование» и «изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса можно применять такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.

Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке:

  • сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, видеороликов, фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей);

  • изготовление «Ромашки вопросов»;
  • составление алгоритма подготовки интервью;
  • анкетирование и оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки;
  • знакомство с разными журналами и газетами;
  • чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах, конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора;
  • проведение экскурсий в редакцию местной газеты и телерадиокомпанию (при их наличии).
  • создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа;
  • изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.

II этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием печатного издания (газеты, журнала), видеожурнала (выпуска новостей). Каждый ребенок найдет себе занятие по интересам, ведь все должно быть по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.

В ходе реализации детской журналистики целесообразно использовать  инновационные методы и приемы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. В ходе образовательной деятельности использовать наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми должна быть построена на коммуникативно – познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического

оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много».

Большое внимание следует уделить организации режиссерской игры: «Мы –журналисты», «Звукооператор», «Журналист - работа творческая», которые завоевывают детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.

Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами и строятся с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Играем в профессии», «У кого микрофон?», «Кем быть?», «Что за профессия?», «Не ошибись» и т.д. 

Также на познавательном этапе предлагается организация экскурсий (в мест-

ную типографию, городскую телекомпанию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города», «Наш славный город» и т. д.

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков целесообразно использовать моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Необходимо разработать опорные карты-схемы, которые будут использоваться воспитанниками для воспроизведения или создания диалога.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе с педагогом ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Помимо групповых занятий, необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

Данная работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу.

Интервьюирование - созидательная творческая совместная деятельность взрослых и детей – сбор материала, ежемесячный выпуск газеты (журнала), новостей.

Процесс создания газеты (новостного выпуска) – это совместное творчество всех участников образовательного процесса. Главными генераторами идей являются дети. Тематика статей, публикаций, видеовыпусков берется их жизни детского сада, а также освещаются темы, волнующие детей, обращения ко взрослым и многое другое.

Первый тип интервью – «взрослый-ребенок». Здесь в роли интервьюера выступает взрослый.

Взрослый заранее готовит план вопросов, на которые ему необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации.

Второй тип детского интервью – «ребенок-ребенок. Это наиболее интересный тип интервью как для детей, так и для педагога. Для детей это возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, для взрослого - это отличная возможность понаблюдать за реакцией и поведением своих воспитанников.

Третий тип интервью – «ребенок-взрослый». Здесь в роли корреспондента выступают сами дети и именно здесь проявляются такие качества как инициативность, активность, умение вести диалог, умение формулировать вопросы. Этот тип интервью самый сложный, но от этого и самый интересный. При интервьюировании взрослого ребенок чувствует себя наравне с ним, осознает возложенную на него ответственность.

В процессе подготовки газеты, выпуска новостей дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание. Дети получают удовольствие от собственной деятельности.

В ходе реализации данной технологии развиваются и детско -родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует.

 Возможные формы работы с родителями:

  • участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и

атрибутики к игре «Мы- журналисты»;

  • консультирование родителей по теме «Размышление о диалоге и мастерстве его ведения», «Учим детей общаться», «Речевой этикет»;
  • знакомство родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома»;
  • памятка для родителей «Обсуди интервью с ребёнком»;
  • создание детско- родительской газеты

Играя в журналистов, мы многому учимся, потому что детская журналистика дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей. Маленьким журналистам до всего есть дело.

Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками, строителями.  Они рассказывают обо всех праздниках, события, которые происходят в стране, в детском саду.    

Одним словом, детским журналистам интересно все!

 

 

Используемые источники:

  1. Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С

Истоки диалога. 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.

  1. Власова А.В. Проект «Юные журналисты» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения№1/2015 стр.55
  2. Дейкина А.Ю. Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике. Методические рекомендации. Бийск: НИЦ Бийск БПГУ, 2001.

 

свернуть