Развитие и коррекция речи детей
посредством применения Лего-технологии
ЛЕГО – технология позволяет ребенку учиться, играя и обучаться в игре. Логопсихотерапевтические игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть как направленными, так и ненаправленными.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Использование ЛЕГО-технологии в коррекционно-педагогической практике помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Применение ЛЕГО-технологии в работе с детьми ОПФР позволяет успешно реализовывать следующие задачи:
- развитие и совершенствование высших психических функций;
- формирование пространственных ориентировок (в схеме собственного тела, на плоскости, на листе бумаги);
- формирование и развитие артикуляционного праксиса и правильного дыхания;
- формирование лексико-грамматической стороны речи;
- овладение звуко - буквенным анализом и слого - звуковым составом слов;
- формирование графического образа букв при обучении грамоте;
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
В младшем дошкольном возрасте применение ЛЕГО-технологии способствует развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем; практической отработке употребления предлогов «НА» , «ЗА»; формированию и закреплению знаний об основных цветах; знакомству с понятиями «лево» , «право».
В старшем дошкольном возрасте – это отработка предлогов «под», «перед», «между», «над», наречий «вверх», «вниз», понятий «выше», «ниже»; закрепление понятий «слева», «справа» относительно себя и другого; моделирование звуков, слогов при формировании звукового анализа и синтеза; составление звуковой схемы слова, схемы предложения.
Широко практикуется использование ЛЕГО на занятиях по коррекции звукопроизношения:
- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»);
- конструирование определённой буквы при её изучении и автоматизации соответствующего звука;
- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток;
- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания передними картинок);
- моделирование звуков, слогов при формировании звукового анализа и синтеза;
- составление звуковой схемы слова,
- схемы предложения (в виде паровозика с короткими и длинными вагончиками).
Приведем некоторые примеры дидактических игр коррекционно-педагогической направленности с применением конструктора ЛЕГО.
Дидактическая игра «Чудо-Дерево»
Цель игры:
-закрепление правильного произношения звуков в словах,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.
Ход игры:
В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками». Дети по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на кубике. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке (дополнительно можно предложить игроку определить место звука в слове). Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай».
Дидактическая игра «Футбол»
Цель игры:
- автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие произвольного внимания,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: конструктор ЛЕГО, игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш».
Ход игры.
На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО. Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «С», сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора. Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш», сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество фишек.
В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек».
Примечание: аналогично можно проводить игру с другими звуками
Дидактическая игра «Домик для куклы Лолы»
Цель игры:
- закрепление правильного произношения звука «Л» в словах,
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.
Ход игры. Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, на звук звук «Л». Из них он строит домик для куклы Лолы.
Примечание: аналогично можно «строить» домик для Светы, Ромы и т.д.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель игры:
- закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах (либо любого другого звука),
- развитие произвольного запоминания,
- совершенствование моторных навыков.
Ход игры.
Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок-пар
Дидактическая игра «Найди половинку»
Цель игры:
- закрепление правильного произношения звука «Р» в словах,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры.
Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки конструктора с изображением названного слова, назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.
Игры, на развитие мыслительных операций и ориентировку в пространстве
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находится несколько деталей конструктора ЛЕГО.
- Педагог показывает деталь, которую надо найти.
- Педагог только называет необходимую деталь.
- Ребенку необходимо на ощупь определить, из каких деталей составлена модель.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
Дидактическая игра «Составь макет комнаты»
Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.
Дидактическая игра «Собери модель»
Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".
Дидактическая игра «Собери модель по ориентирам»
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
Дидактическая игра «Выложи вторую половину узора»
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Дидактическая игра «Составь узор»
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
Дидактическая игра «Упражнения на продолжение ряда»
Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
Дидактическая игра «Поиск недостающей фигуры»
Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
Дидактическая игра «Светофор»
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.
Дидактическая игра «Составь флаги»
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
Игры, на развитие произвольного внимания и памяти
Дидактическая игра «Собери модель по памяти»
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего, опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.
Дидактическая игра «Запомни и выложи ряд»
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети, в течении нескольких секунд, рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
Игры, на развитие восприятия формы
Дидактическая игра “Отгадай”
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля: куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус.
Правила игры:
- Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
- Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
- Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
- Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
Дидактическая игра «Есть у тебя или нет?»
Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
- Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
- Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
Подготовил: учительдефектолог Миткевич И.А.