Консультации

"Эффективные формы и методы взаимодействия с законными представителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к основам здорового образа жизни"

материал можно скачать здесь

свернуть

Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

 Структура и содержание утренней гимнастики

 

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 18 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (вколону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

 Подбор упражнений, составление комплексов

 

В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению педагога заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Включение упражнений для формирования правильной осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.

 Варианты проведения утренней гимнастики

 

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей.

 Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни

 

В начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 - 6 минут).

 Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием. Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

 Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики педагог действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако педагог не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения. К середине и особенно к концу года становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

 Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни .

Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

 В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу). А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения  меняются и усложняются. Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги широко, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились».

Таким образом, указания воспитателя сопутствуют выполнению упражнения. В ряде случаев воспитатель может прибегать к имитациям. Пояснения воспитателя чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа воспитателя. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.)

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является реакцией на интенсивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер.

 Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни

Указания к организации. Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.

 Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства. Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Педагог поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Педагог начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу педагог широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера  педагога. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.).

 

 

                                               Используемая литература.

  1. М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. Какая физкультура нужна дошкольнику? Минск // НМ Центр // 1998.
  2. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. Часть 1. Москва // Владос// 2003.
  3. Н. В. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск // Унiверсiтэцкае // 1998.
свернуть

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому в своей работе руководители физического воспитания нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Движение – это жизненная необходимость и потребность человека. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

При организации двигательной активности используются следующие формы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, оздоровительная гимнастика, физкультурные досуги: «Весёлые старты»«Мы со спортом крепко дружим». При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют предложенные задания. Это способствует развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Большое значение для укрепления детского организма имеют физкультурные занятия. При организации физкультурных занятий руководители физического воспитания придерживаются следующих принципов: индивидуальный подход, постепенность, систематичность, учёт эмоционального состояния ребёнка. Занятия проводятся в игровой форме, по сюжету знакомых детям сказок. Для поддержания детского интереса к двигательной активности обыгрываются потешки, динамические паузы. Окрашенные эмоционально они делают движения для детей желанными и достижимыми.

Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры. Известно, что игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Задача игр — укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Руководители физического воспитания стараются подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами.

В ходе игры подчеркивают успехи старательных участников, стимулирую мало активных, вновь пришедшим детям даю возможность присмотреться к весёлой игровой атмосфере.

Укрепление здоровья — одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Главное требование, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей физкультурно — оздоровительные мероприятия. Поэтому в нашем дошкольном учреждении разработаны алгоритмы оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми утром и после дневного сна. Используются различные формы оздоровительной работы: утренняя гимнастика, по возможности, на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, артикуляционная и дыхательная гимнастика, музыкотерапия, оздоровительные и подвижные игры, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, ходьба по тренажёрам, разные виды массажа «Ёжики»«Хлопушками»), босохождение, полоскание рта после каждого приёма пищи.

В каждой группе имеются картотека пальчиковых игр, сопровождающих упражнений, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ёжики и т.д.)

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание пространственной предметно — развивающей среды в группе.

Правильно организованная двигательная предметно – развивающая среда даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей, позволяет детям в полной мере развивать свои способности, проявлять самостоятельность.

В каждой группе создан центр двигательной активности, в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Центр служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни

Не менее важно в дошкольном возрасте сформировать у детей знания о здоровье и здоровом образе жизни. Ведь от этого во многом будет зависеть их дальнейшая жизнь. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье.

Для того, чтобы управлять организмом, нужно, прежде всего, знать, как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно. В дошкольном возрасте важно помочь детям «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своём здоровье. Поэтому большое внимание  уделяется валеологическому воспитанию детей.

Валеологическое воспитание дошкольников осуществляется, придерживаясь следующих принципов:

  1. Системный подход, т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
  2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
  3. Принцип «Не навреди» Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления.
  4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: “Научился сам – научи друга”.
  6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

В ходе работы воспитатели дошкольного образования проводят разнообразные беседы на темы: «Тело человека»«Наши помощники», в ходе которых знакомят детей с частями тела и органами чувств, формирую представление о значении их для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел, ноги помогают двигаться и т.д.), о способах ухода за своим организмом, расширяю представления о роли гигиены и режима дня для здоровья, о месте человека в природе.

Формируют у детей потребность в здоровом образе жизни, прививают интерес к физической культуре и спорту. На них дети приобретают ценные сведения о своем организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, видах закаливания. Знакомят детей с видами спорта, организовав в группах тематические выставки . Заучивают с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Также оформляют выставки детских рисунков на темы: «Мы любим спорт»«Витамины на грядках» и т.д.

Воспитатели дошкольного образования дают детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняют детей в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т.д. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой  воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Постепенно прививаются детям культурно-гигиенические навыки, в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима.

Большое значение имеет внешний вид окружающих. Всегда помним о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому стараются быть для них достойным примером.

Так, шаг за шагом  воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью.

Одним из направлений  деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни является работа по обеспечению эмоционального благополучия детей. Эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от эмоционального микроклимата группы. Чуткое и внимательное отношение к детям даёт им возможность чувствовать себя комфортно и уютно, обеспечивает хорошее настроение, ощущение защищённости, а следовательно, хороший контакт со взрослыми и сверстниками, спокойный отклик на просьбы и замечания. Это помогает мне воспитывать в детях уважение друг к другу, развивать умение терпеливо выслушивать и адекватно реагировать на ситуацию, а также развивает готовность к общению.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей. Поэтому, большое внимание  уделяется взаимодействию с семьей.

В работе используются такие формы как родительские собрания, консультации «Здоровье всему голова»«Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»«Игры, которые можно провести дома», дискуссии; индивидуальные беседы «Гигиена наших детей»«Одежда и здоровье детей», выставки детских работ, посещение семей на дому.

Проводимые семинары – практикумы «Здоровье детей в наших руках»«Подвижные игры, как средство укрепления здоровья детей» помогли родителям усвоить технологии проведения массажей, дыхательной гимнастики и заниматься оздоровлением детей не только в детском саду, но и в домашних условиях.

В процессе общения с родителями всегда рекомендуем им использовать наиболее эффективные формы работы в семье, такие как:

  • утренняя гимнастика
  • закаливающие процедуры
  • физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
  • прогулки на свежем воздухе

С большим удовольствием родители принимают участие в семейных конкурсах «Спортивная семейка»«Весёлые старты»«Папа, мама, я – спортивная семья», где семьи показывают свои физические умения и навыки в различных спортивных конкурсах, а главное получают заряд бодрости и хорошего настроения.

Таким образом, использование вариативных форм работы с родителями, позволило  установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать их в результатах оздоровительной работы. Родители принимают активное участие в мероприятиях, направленных на поддержание здоровья.

Вследствие проводимых мероприятий с детьми и их родителями по воспитанию здорового ребёнка, удалось сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Дети овладели простейшими навыками самооздоровления. Всё это позволило  достичь значительного снижения уровня заболеваемости детей.

Заболеваемость снизилась, значит, направление  работы с детьми и выработанная система работы с родителями оправдывает своё предназначение, позволяя  воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными.

свернуть

Спортсмены Республики Беларусь

По данной ссылке Вы сможете скачать папку "Спортсмены Республики Беларусь"

 

свернуть

Обеспечение безопасности на занятиях по обучению плаванию детей дошкольного возраста

   Водная среда является незаменимым природным средством оздоровления организма человека и прекрасным природным «тренажером», создающим благоприятные условия для развития физических качеств. Однако, любое нахождение человека в воде или около нее является и повышенным фактором риска для здоровья. Поэтому для предупреждения несчастных случаев и травматических повреждений на занятиях по обучению плаванию необходимо соблюдать следующие требования и правила:

  • проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
  • поддерживать на занятиях строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в оду и ныряния. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать в воду с головой, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;
  • воспитатели должны уметь плавать и оказывать первую помощь и оказывать первую помощь. Заведующему детским садом надо проверить эти умения;
  • допускать детей к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
  • приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя. Страховка при входе и выходе из воды обязательна;
  • иметь принадлежности для спасания тонущих. Научить детей пользоваться спасательными средствами;
  • не проводить занятия с группами, (старший дошкольный возраст), превышающими 10-12 человек при одном педагоге;
  • внимательно наблюдать за детьми, находящимися в воде, видеть всю группу и каждого занимающегося отдельно, быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
  • обеспечить обязательное присутствие медицинской сестры или врача на занятиях;
  • при проявлении признаков переохлаждения («гусиная кожа», озноб), вывести ребенка из воды, дать ему согреться (энергичные движения, теплый душ, растирание);
  • не проводить занятия раньше чем через 40-60 минут после еды;
  • соблюдать методически правильную последовательность обучения: обеспечить реализацию принципов систематичности, доступности, активности, наглядности, последовательности и постепенности, прогрессирующего нарастания физической нагрузки;
  • знать детей, особенности их характера и поведения каждого, их привычки, а также индивидуальные данные физического развития, состояния здоровья и специальной плавательной подготовки;
  • добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий;
  • научить детей пользоваться поддерживающими средствами (спасательными кругами, досками, шестами);
  • воспитывать у детей самообладание и чувство ответственности за безопасность занятий.

Также важную роль в обеспечении безопасности организации занятий по обучению плаванию дошкольников играет грамотное распределение обязанностей педагогического, медицинского и обслуживающего персонала.

Заведующий дошкольным учреждением:

  • обеспечивает условия проведения занятий плаванием и контроль за работой бассейна;
  • планирует и организует учебно-воспитательный процесс по плаванию, координирует работу с воспитателями и родителями;
  • определяет обязанности сотрудников при проведении занятий плаванием и контролирует их выполнение;
  • совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения и руководителем физического воспитания несет ответственность за безопасность детей и соблюдение всех требований, предъявляемых к условиям и организации занятий по обучению плаванию;

Воспитатель дошкольного учреждения:

  • совместно с заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности, руководителем физического воспитания, медицинским работником участвует в составлении расписания занятий и строго соблюдает его выполнение;
  • проверяет у детей наличие купальных принадлежностей, помогает им подготовить все необходимое для занятий в бассейне;
  • во время занятий в бассейне с одной подгруппой детей проводит подготовительные упражнения, разминку с другой подгруппой, готовит ее к занятиям в воде;
  • следит за тем, чтобы дети аккуратно складывали свою одежду, насухо вытирались полотенцем, оказывает помощь детям при одевании и раздевании;
  • знакомит детей с правилами поведения в помещениях бассейна и непосредственно во время занятий плаванием.

Помощник воспитателя:

  • помогает воспитателю в подготовке детей к занятиям плаванием, следит за чистотой и порядком в раздевалке, помогает детям при раздевание и одевание, принятии душа;
  • приводит подгруппы детей в бассейн и отводит их после плавания в групповую комнату.

Уборщик бассейна:

  • проводит гигиеническую обработку при смене воды;
  • убирает раздевалки, душевые и туалетные комнаты;
  • помогает детям при раздевании и одевании, в подготовке детей к занятиям, принятии душа.

Таким образом, при соблюдении всех мер предосторожности и слаженной работе коллектива возможность несчастных случаев при обучении дошкольников плаванию практически исключается.

 

 

 

 

Литература

  1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
  2. Смирнов, Р.И. как научить дошкольника плавать: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.И.Смирнов. – Минск : Ураджай, 2002.
свернуть

Белорусские народные игры, как средство физического воспитания

Белорусский народ создал свои самобытные игры, которые отражают его характер. Они тесно связаны с бытом и трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Знакомство детей с белорусскими народными играми позволяет им познакомиться с традициями белорусского народа, содействует воспитанию интереса к родному языку, народному творчеству. Участие ребенка в игре требует от него таких качеств, как инициативность, общительность, способность действовать в коллективе сверстников. Это формирует основы социальных отношений. Одновременно народные игры решают образовательные задачи. Через сформированные двигательные навыки облегчается связь ребенка с окружающей средой, осуществляется ее познание.

Белорусские игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

До настоящего времени сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).

В методике организации и проведения белорусских подвижных игр наиболее существенное значение имеют следующие вопросы:

- выбор игры;

- подготовка к проведению игры;

- объяснение игры;

- организация и руководство процессом игры.

Выбор игры. При выборе игры прежде всего необходимо учесть возраст играющих, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, количество участников и место проведения игры (размеры игровой площадки, на воздухе или в помещении будет проводиться игра, погодные условия и т.д.).

Подготовка к проведению игры. При подготовке к проведению игры существенное значение имеет подготовка игровой площадки, игрового инвентаря, распределение ролей, деление детей на команды и объяснение игры.

Выбирая и подготавливая игровую площадку, педагог, прежде всего, должен учесть гигиенические требования, позволяющие предотвратить травматизм участников игр и сделать необходимую для игр разметку.

Объяснение игры. Педагогический рассказ должен быть кратким (не более 2-3 минут), эмоциональным, доступным, наглядным, логичным. Для экономии времени педагог может связывать объяснение с размещением учеников к началу игры.

Организация и руководство процессом игры. Организуя игру и руководя ею, необходимо своевременно выбрать помощников и водящих, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство. При организации игр педагогу необходимо пробуждать и поддерживать интерес детей к выполнению роли помощников, поощрять стремление играющих к согласованным решениям при выполнении различных заданий, воспитывать у играющих спокойное отношение к успехам и неудачам в играх.

Регулировать нагрузку при проведении игр можно следующими способами:

- установление кратковременных перерывов;

- увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее   отдельных эпизодов;

- увеличение или уменьшение общего времени на игру;

- удлинение или сокращение дистанций перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение и уменьшение (или усложнение и увеличение) числа препятствий; облегчение веса предметов;

- увеличение или сокращение числа игроков в командах .

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую белорусскую игру, в которой есть зачин (считалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.  Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки.

          Белорусские игры должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребенка.

У 3 - 4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание их игр должно быть несложным и конкретным. В играх детей этого возраста отсутствует соревнование. Их увлекает процесс движения, а не его результат. Очень хорошо сопровождать игры текстом, который раскрывает содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий.

С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и таких, с которыми знакомы по книгам, картинкам. В игры можно вносить элементы творчества. Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно правила игры несколько усложняются, повышается требовательность к точности их выполнения. Используется также текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи у детей.

В играх для 6 - 7-летних детей значительно чаще применяются бег, прыжки, лазание, метание. К ребенку предъявляются существенные требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения, что требует выдержки и внимания. Дети в возрасте б-7 лет заинтересованы не только процессом игры, но и результатом ее, поэтому для них можно организовывать и игры-соревнования.

Величина физической нагрузки для ребенка должна соответствовать его физической подготовленности, состоянию здоровья в данный момент.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

         Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.Белорусская игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.

  Автор: Жлукта Т.В. руководитель физического воспитания

 

Литература:

  1. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. / состав. В. С. Семеняков. - Мн., 1989.
  2. Гульні, ігрышчы, забавы / Ред.кал.: А.С. Федосик и др. - Мн.: Бел. наука, 2003.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические проблемы детской игры: проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М.: 1965.
  4. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.

 

свернуть

Организация двигательной активности детей на прогулке

Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью. Воздух и движения благотворно влияют на организм ребёнка, повышая его сопротивляемость простудным заболеваниям, улучшая обмен веществ.

Двигательная активность--это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня.

Значимость двигательной активности для детей:

  • здоровье;
  • развитие физических качеств;
  • развитие нервной системы;
  • развитие интеллекта;
  • формирование личностных качеств;
  • психолого-эмоциональное состояние.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. Подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % ее продолжительности при условии разнообразия движений. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:

  • основное движение (как, правило, хорошо знакомые детям);
  • элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);
  • общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т. д.).

Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно – ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдении в природе.

 

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

  • дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

На прогулке длительность игр и упражнений:

- 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;

- 20-40 минут в остальные дни в зависимости от возраста детей.

Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов:

  1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок; постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  2. Подбор игр в соответствии с педагогическими и воспитательными задачами.
  3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В задачи воспитателя при руководстве играми  входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1.Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2.Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3.Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий; изменять сложность препятствии, преодолеваемых в игре; удлинять или сокращать дистанции для пробежек, проползания; варьировать количество прыжков.

При подборе подвижных игр важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей.

Младшие дошкольники.

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям.

Старшие дошкольники.

Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

 Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

  • начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
  • быстро и четко занимать места для начала игры;
  • играть честно без обмана:  если был пойман или осален во время игры – быстро выходить на определенное место;
  • во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой;
  • не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться;
  • не убегать за границы площадки;
  • не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
  • играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша;
  • выбирать ведущего с помощью считалки.

Игры, используемые на прогулке.

  • Прежде всего – подвижные. Организуются со всей группой, с подгруппами детей. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь играть самостоятельно без воспитателя.
  • Дидактические игры и движения. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Найди движение», «Кто знает больше движений?» и др.
  • Спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Вначале детей учат элементам техники движений на занятиях, создавая условия для самостоятельного их выполнения на прогулке, затем элементарным правилам.
  • Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких)?» и др.
  • Игры-закаливания проводятся: зимой – со снегом в помещении и на участке; летом – с водой. Игры требуют строгой дозировки и разрешаются только здоровым детям.

Необходимо планировать к прогулке и спортивные упражнения: зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

     

Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке.

Возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются: 

  • в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня;
  • сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.);
  • в воспитании у них интереса к подвижным играм;
  • в развитии физических качеств.

Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.  Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)  

При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:

  • инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
  • должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
  • оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью осуществляется на основе индивидуализации. Поэтому воспитателю необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь; предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • обыграть новые пособия, показав, как можно с ними действовать (например, скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения и т. д.);
  • периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся предметов и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.  

В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника;  проскакать по дорожке до определенного ориентира; подлезть под кустик; допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п.

Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи двигательной активности детей дошкольного возраста.

Автор: Жлукта Т.В. руководитель физического воспитания

Список литературы

 

М.В.Мащенко, В.А.Шишкина «Какая физкультура нужна дошкольнику» Минск «НМЦентр» 1998 г.

Т.А.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе»

Москва «Просвещение» 1983 г.

Б.П.Никитин, Л.А.Никитина «Резервы здоровья наших детей» Москва «Физкультура и спорт» 1990 г.

Ю.А.Матюхина «365 лучших подвижных игр для детей 6 – 9 лет на каждый день»

Ярославль «Академия развития» 2008 г.

 

свернуть

Роль воспитателя при проведении физкультурных занятий

   Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

 Основной формой организации физического воспитания в детском саду является  физкультурное занятие. На нем ставится ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, решение которых будет приносить более значимые результаты, если к их реализации воспитатель и руководитель физического воспитания будут подходить совместно.

 Воспитатель не просто присутствует на занятии, а вместе с руководителем физического воспитания проводит физкультурные занятия в помещении и на воздухе. Здесь важна слаженность работы обоих педагогов, чтобы быстрее помочь детям овладеть техникой выполнения движений, избежать неоправданных задержек и простоев детей, что отрицательно сказывается на моторной плотности занятия, а также, чтобы предотвратить детский травматизм.                                                                                                                                                                          Действия воспитателя на физкультурном занятии следующие:

  1. Следит за самочувствием детей, особенно недавно перенесших заболевание, заранее предупреждает руководителя физического воспитания о снижении нагрузки для таких детей, а также выделяет таких детей с помощью отличительных значков, например красной резинкой на запястье;
  2. Отмечает детей и вид движения, требующий индивидуальной отработки;
  3. При обучении построениям и перестроениям, помогает детям занять правильное место;
  4. Помогает раздать и собрать инвентарь, расставить и убрать оборудование;
  5. При выполнении детьми гимнастических упражнений, исправляет неправильные действия детей, особенно в младших группах, поскольку дети этого возраста не могут самостоятельно выполнять движения по словесному указанию руководителя физического воспитания;
  6. При выполнении детьми основных видов движений при подгрупповом способе организации руководитель физического воспитания занимается с детьми, разучивающими новый вид движения, а воспитатель - с детьми, закрепляющими знакомый вид движения, следя при этом за качеством и точностью выполнения;
  7. При проведении подвижной игры следит за четким выполнением правил, играет вместе с детьми, особенно при разучивании;
  8. По окончании занятия организованно уводит детей в группу.

     Также хотелось бы остановиться на действиях воспитателя при проведении физкультурных  занятий на улице, особенно в холодный период года. Прежде всего, это касается подготовки детей к занятию. Как известно, для детей на улице важно правильное дыхание (вдох носом, выдох ртом) для предотвращения заболеваний верхних дыхательных путей. Поэтому перед занятием нужно помочь детям очистить нос. Далее необходимо проверить одежду детей, заправлены ли они, плотно ли завязаны шапки, зашнурованы ли ботинки, чтобы дети не отвлекались на занятии.

    Воспитатель также организует детей для выноса и подготовки оборудования, например, заранее лепит с детьми снежки, если этого требует содержание занятия.

В помещении, где хранятся лыжи, следует соблюдать четкую организацию их выдачи и складирования; под контролем взрослого дети поочередно берут лыжи или ставят их. Лыжи дети должны переносить в вертикальном положении с захватом под ремешок или под пятку, чтобы не задевать ими друг друга. Лыжные палки следует держать в другой руке с обхватом за ручки и острием вниз.

    Остальные же действия воспитателя такие же, как и при занятиях в зале, то есть  активная помощь и участие.  После физкультурных занятий, особенно проходивших на улице, детей необходимо переодеть в сухое белье, дать им остыть, отдохнуть, попить теплой воды.

    Особое внимание на физкультурных занятиях следует уделять обеспечению безопасности жизни детей в движении, так как каждый педагог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей.  Воспитателю и руководителю физвоспитания необходимо обеспечить страховку каждого ребенка, чтобы не допустить детского травматизма, особенно при выполнении таких видов движения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равновесие и упражнения с элементами акробатики. Основные правила по профилактике детского травматизма изложены в «Правила безопасности проведения занятий физической культуры и спортом».

 Вот некоторые из них:

1.Необходимо строго соблюдать технику безопасности.

2.Нельзя оставлять детей одних, без присмотра около снарядов.

3.Руководитель физического воспитания и воспитатель при подгрупповом и групповом выполнении упражнений на спортивных снарядах должны четко соблюдать правила организации.

4.Систематически и правильно осуществлять страховку и помощь всем детям.

5.При страховке на одном из снарядов взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу.

6.При использовании разнообразных спортивных снарядов на физкультурном занятии или вне него следует заранее обдумывать, где и как будет осуществляться страховка.

7.Необходимо уже с 3-летнего возраста постепенно и систематически учить детей владеть своим телом и осуществлять самостраховку в любых экстремальных ситуациях.

8.Необходимо обязательно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Роль воспитателя здесь заключается в подготовке детей к занятию, то есть в проверке наличия физкультурной формы и обуви, соответствие ее температуре зала или температуре воздуха на улице, а также в индивидуальном подходе к детям с учетом состояния их здоровья. Например, если ребенок перенес простудное заболевание, то ему необходима утепленная физкультурная форма. Воспитатель и руководитель физического воспитания на физкультурном занятии так же должны быть в спортивной одежде и обуви.

9.В целях безопасности заранее оговорить с родителями требования к спортивной одежде и обуви детей.

10.Чтобы обезопасить двигательную деятельность детей на спортивных снарядах и игровые действия со спортивным инвентарем, руководитель физического воспитания и воспитатель должны знать технику движений на каждом снаряде и технику игровых упражнений с каждым видом спортивного инвентаря, систематически помогать детям в освоении точной техники для их безопасности.

    Совместная работа руководитель физического воспитания и воспитателя на физкультурных занятиях помогает детям овладеть техникой выполнения движений, развивать чувство самостраховки, преодолеть робость, неуверенность в себе. А это все в целом делает ребенка физически более развитым, уверенным в своих силах и возможностях.

Автор: Жлукта Т.В. руководитель физического  воспитания

                                    Используемая литература.

  1. Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Москва // Академия // 2002.
  2. М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. Какая физкультура нужна дошкольнику? Минск // НМ Центр // 1998.
  3. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. Часть 1. Москва // Владос// 2003.
  4. Н. В. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск // Унiверсiтэцкае // 1998.
  5. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические рекомендации МР РБ № 11-14-2-2001. Минск 2001.
свернуть