Подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности для детей раннего и дошкольного возраста

Для воспитанников от 2 до 4 лет

«Кружочек»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: познакомить детей друг с другом.

Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:

Круг – кружочек! Где ты, наш дружочек?

Идут по кругу.

Раз, два, три! Покажись, Оксана, ты!

Останавливаются.

Названный ребёнок выходит в центр круга и кружится.

В кругу должны побывать все дети.

«Зайка серый умывается»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Игроки строятся в круг, в центре круга водящий – «зайка». Все игроки держатся за руки, идут по кругу и говорят:

Зайка серый умывается, видно, в гости собирается,

Вымыл глазки, вымыл носик,

Вымыл ротик, вымыл ухо, вытер сухо.

Водящий в кругу выполняет движения в соответствии с текстом, затем выбирается новый водящий.

Следить за чётким произношением всех слов детьми.

«По ровненькой дорожке»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей ходить в колонне по одному, формировать чувство

ритма.

Игроки идут под звуки бубна в колонне по одному за педагогом и говорят:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки – раз-два, раз-два,

По камушкам, по камушкам.

Идут широким шагом.

В яму – бух!

Приседают.

Чётко произносить текст, не нарушать строй.

«Ходим, ходим хороводом»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей выполнять простейшие двигательные задания без

показа педагога.

Игроки с педагогом строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и говорят: «Ходи, ходи хороводом перед всем честным народом. Раз, два, три – присели!» Последнее слово говорит педагог, а дети останавливаются и выполняют то, что он сказал. Отмечаются игроки, которые правильно выполнили задание. С каждым повторением задание меняется и усложняется (потопали, похлопали, пошли в приседе и др.)

Для повышения эмоционального фона занятия педагог может придумать шуточное задание. Например, похрюкали, поквакали и др.

«Катушка с нитками»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: катушка с нитками.

Цель игры: учить детей действовать согласованно, формировать нагляднообразное мышление.

Педагог показывает детям катушку, объясняет, как на неё наматывают нитки. Затем он предлагает детям это показать. Игроки берутся за руки в шеренге так, чтобы получилась «ниточка». Первый ребёнок – «катушка» - стоит на месте. Педагог берёт за руку последнего игрока и ведёт всю нитку по кругу до тех пор, пока она не намотается на катушку. Потом ниточка разматывается – дети идут назад.

Нужно учить детей не отпускать руки, чтобы не разорвалась ниточка.

«Осенние листочки»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: площадка на улице.

Инвентарь: по 2 листа на ребёнка.

Цель игры: учить детей строится в круг.

Игроки стоят свободно на площадке с листьями в руках, говорят слова и

выполняют движения в соответствии с текстом:

 Мы - осенние листочки, мы на веточках висим, (поднимают руки вверх)

 Ветер дунул – полетели, (выпускают листья из рук)

 Мы летим, летим, летим, мы летим, куда хотим, (взмахивают руками вверх-вниз)

 Перестал дуть ветерок, мы собрались все в кружок. (строятся в круг)

Чётко произносить текст и выполнять все движения.

«Мы топаем ногами»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять бег по кругу, взявшись за руки.

Игроки строятся в круг и выполняют все движения в соответствии стекстом: Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками.

Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.

Киваем головой. Мы руки подаём,

И бегаем кругом, и бегаем кругом. (берутся за руки и бегут по кругу)

Во время бега по кругу не размыкать рук. Упражнения можно выполнять в парах.

«В гости к мишке мы идём»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 8-10 кеглей.

Цель игры: формировать точность ориентировки в пространстве.

На площадке в свободном порядке расставлены кегли – «деревья». Дети

шагают врассыпную по залу и говорят:

В гости к мишке мы идём, все деревья обойдём,

Поиграем и попляшем, а потом домой пойдём.

В процессе ходьбы дети обходят кегли, стараясь их не задеть. Отмечаются

игроки, которые справились с заданием.

Упавшую кеглю нужно поставить на место; можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках и др.

«Великаны и гномы»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу в колонне по одному, воспитывать внимание.

Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Великаны!» поднимают

руки вверх и идут на носках. По команде: «Гномы!» передвигаются в приседе, руки на коленях. Отмечаются внимательные дети.

Выполнение упражнений чередовать с обычной ходьбой, можно придумать другие упражнения.

«Колобок и лиса»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч среднего диаметра и мягкая игрушка - лиса.

Цель игры: учить детей передавать предметы друг другу.

Дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч – «колобок», а другому игроку, стоящему напротив – мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а лиса – догнать его. Если лиса догонит колобка, то игра продолжается в обратном направлении.

Колобка и лису нужно передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.

«Пузырь»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: укреплять дыхательную мускулатуру.

Игроки берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Все вместе говорят слова:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Игроки выполняют дыхательные упражнения и отходят назад. По команде: «Лопнул пузырь!» дети хлопают в ладоши и приседают.

Вдох выполнять через нос, выдох через рот; во втором варианте игры дети после слов «лопнул пузырь» двигаются к центру круга, держась за руки, произносят звук «ш-ш-ш» - воздух выходит.

«На зарядку»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать чувство ритма, закреплять ходьбу в колонне по

одному.

Игроки строятся в колонну по одному, шагают под звуки бубна и говорят в

такт движению:

На зарядку утром рано, мы выходим с барабаном,

Он гремит, гремит, гремит, в ногу всем шагать велит!

Отмечаются игроки, которые чётко и ритмично шагают.

В колонне не перегонять и не отставать, не топать.

«Цветочек»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: 1 обруч большого диаметра.

Цель игры: расслабление после физической нагрузки.

Дети ложатся на пол вокруг обруча. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги прямые, пятки касаются обруча. По команде: «Цветочек закрылся!» выполняют наклон вперёд, стараясь коснуться ладонями стоп. По команде: «Цветочек раскрылся!» принимают и.п.

Движения выполнять медленно, плавно; ноги в коленях не сгибать.

«Мишка»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: повышать активность слухового анализатора.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий – «мишка» на другой стороне. Дети медленно идут в сторону водящего и говорят:

Мишка, ты живёшь в лесу, мы зовём тебя: «Ау».

Ты глаза не открывай, кто позвал тебя, узнай!

Педагог указывает на одного из игроков, который говорит: «Мишка, ау!» Водящий угадывает, кто его позвал.

Если водящий затрудняется с ответом, то можно ему подсказать.

«Угадай предмет»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: большая коробка с мелкими предметами.

Цель игры: развивать тактильную чувствительность.

Дети сидят на скамейке ил на стульях. Педагог подходит к каждому из них с большой коробкой, наполненной мелкими предметами (кубики, маленькие игрушки, карандаши и др.) и накрытой платком. Ребёнок под платком берёт в руку любой предмет и старается угадать, что это такое. В случае неудачной попытки нужно дать ребёнку ещё одну.

Можно сделать коробку полностью закрытой с небольшим круглым отверстием для руки сбоку или сверху.

«Найди, где спрятано»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: маленькая игрушка.

Цель игры: отдых после физической нагрузки.

Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет небольшой предмет. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут предмет. Тот, кто нашёл, поднимает его вверх, игра повторяется снова.

Во время игры нельзя бегать.

«Береги предмет»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: кубики или погремушки по количеству детей.

Цель игры: развивать зрительно-моторную реакцию.

Игроки строятся в круг и кладут на пол перед собой кубик или погремушку. Водящий – педагог находится в центре круга. Водящий передвигается внутри

круга в разных направлениях и старается коснуться руками предмета. Игроки

прячут свой предмет, приседая и закрывая его ладонями.

При проведении игры с детьми 3-4 лет на роль водящего можно выбрать одного из детей.

«Трамвай и троллейбус»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 шнура (4-5 м).

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки строятся в колонну по одному, педагог стоит в начале колонны. В правой и левой руке дети держат шнуры, которые «соединяют» колонну. По команде: «Трамвай» дети шагают в колонне с ускорением и замедлением темпа. По команде: «Троллейбус» дети поднимают руки вверх и идут на носках.

Действовать согласованно, не отставать, не выходить в сторону.

свернуть

Для воспитанников от 3 до 5 лет

«Отгадай, чей голосок»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: повышать активность слухового анализатора.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети

идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Мы немножко поиграли, а теперь в кружок мы встали,

Ты загадку отгадай, голосок чей угадай.

Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящим.

Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.

«Затейники»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать творческие способности.

Игроки строятся в круг, берутся за руки, в центре круга – водящий. Дети идут по кругу и говорят:

Ровным кругом, друг за другом мы идём за шагом шаг,

Стой на месте! (останавливаются)

Дружно, вместе сделаем вот так!

Водящий показывает любое движение, а дети его повторяют. Затем выбирается новый водящий.

В младших группах роль водящего выполняет педагог; движения не должны повторятся.

 «Дрозд»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать дружелюбные и товарищеские взаимоотношения.

Дети строятся парами лицом друг к другу, говорят слова и в соответствии с

текстом указывают на себя и на партнера:

Я дрозд – ты дрозд, у меня нос – у тебя нос,

У меня сладкие – у тебя сладкие(губы),

У меня гладкие – у тебя гладкие(щёки),

Я твой друг, и ты мой друг.

С последними словами дети обнимаются, затем меняются парами, и игра продолжается.

Партнёра дети выбирают самостоятельно.

«Шишка - камешек»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: шишка, камешек.

Цель игры: учить поворачиваться кругом в колонне, воспитывать внимание.

Дети шагают в колонне по одному. Направляющий держит в руках шишку, а замыкающий колонну – камешек. По команде: «Камешек» игроки поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении, по команде: «Шишка» снова шагают за направляющим. Если колонна шагает за направляющим и даётся команда «Шишка», то нужно продолжать движение без поворотов.

В процессе игры можно менять направляющего и замыкающего колонну на другого игрока.

«След в след»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: площадка на улице.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

Дети строятся в колонну за педагогом, который идёт по снегу, оставляя за собой чёткие следы. Дети шагают по следам педагога, стараясь не выходить заих границы.

В процессе игры педагог изменяет ширину шагов и направление движения.

«Найди свой цвет»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: разноцветные ленты по количеству детей 3-4 цветов, 3-4 разноцветных флажка, 3-4 обруча.

Цель игры: развивать пространственную и зрительную ориентацию.

Игроки находятся на площадке с разноцветными лентами в руках. В разных частях площадки на полу лежат 4 обруча с флажками в центре, цвета которых соответствуют цветам лент. По команде: «Шагом марш!» дети шагают по площадке врассыпную, а по команде: «Найди свой цвет!» строятся в круг у обруча с флажками своего цвета. Игра повторяется 3-4 раза, педагог изменяет местоположение флажков и отмечает внимательных игроков.

Можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках, с высоким подниманием колен.

«Слушай сигнал»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Игроки шагают в колонне по одному. На быстрые удары в бубен (хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение) выполняют ходьбу короткими семенящими шагами, на медленные удары – широкие свободные шаги.

Игру можно изменить и выполнять ходьбу врассыпную или ходьбу в парах.

«Паучки»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: 1-2 обруча с натянутой по диаметру в разных направлениях

резинкой.

Цель игры: закреплять перелезание через предметы.

Педагог удерживает вертикально на полу обруч – «паутинку». Дети – «паучки» по очереди проползают через паутинку, стараясь не запутаться. По окончании игры отмечаются самые ловкие паучки.

Чтобы увеличить моторную плотность игры, можно разделить детей на 2 подгруппы.

свернуть

Для воспитанников от 4 до 6 лет

«Горячая картошка»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 1 мяч среднего диаметра.

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают мяч друг другу по кругу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока – победителя.

При передаче мяча не бросать его; игроки, уронившие мяч, выбывают из игры.

«Эхо»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и.п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо, протягивая последнее слово. Например: педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-аам»

В игру можно включать статические дыхательные упражнения или звуковую гимнастику с протягиванием различных звуков и слогов на выходе.

«Перекаты»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки строятся в шеренгу и ложатся на пол, на живот, вплотную друг к другу. По сигналу крайний игрок перекатывается с живота на спину по спинам лежащих детей. За ним перекатывается следующий игрок. Докатившись до конца колонны, игроки ложатся на живот. Затем «брёвнышки» катятся в обратном направлении.

Игра продолжается 2-3 минуты.

 

«Парашют»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: круг с ручками, сшитый из прочного материала, диаметром 2,5-

3м, мяч среднего диаметра.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки строятся в круг и берут «парашют» за ручки. Они идут по кругу, взмахивая руками вверх-вниз, поднимая и опуская парашют. По сигналу педагога поворачиваются, берут ручку парашюта другой рукой и идут в обратную сторону. Затем по сигналу снова останавливаются, поворачиваются лицом в круг и берут парашют двумя руками. На середину парашюта кладут мяч. Дети подбрасывают мяч, поднимая и опуская парашют, стараясь не уронить мяч на пол.

В процессе игры можно выполнять дыхательные упражнения.

 

«Козлики на мостике»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: гимнастическая скамейка.

Цель игры: тренировать равновесие, воспитывать взаимопомощь и товарищество.

Игроки – «козлики» делятся на 2 подгруппы и строятся в колонны – одна напротив другой. Между ними стоит «мостик» - гимнастическая скамейка. 2

козлика из разных команд идут навстречу друг другу по скамейке. Встретившись, они расходятся, стараясь не упасть в «канаву». Когда пара освободит скамейку – идут следующие игроки. Игроки помогают друг другу сохранять равновесие. Отмечаются самые дружные пары.

Под скамейку положить мат.

«Два и три»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу врассыпную с перестроением в пары и тройки по сигналу.

Дети шагают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Два!» образуют пары и становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу: «Три!» образуют тройки.

Отмечаются пары и тройки, быстро выполнившие задание.

«Кто внимательный»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать внимание и воспитывать организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. Один удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на двух ногах на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

Педагог подаёт сигналы в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать другие упражнения.

«Шмель»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: мяч среднего диаметра.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

Игроки строятся в круг и садятся на пол, согнув ноги скрёстно. Один из игроков держит в руках мяч. Дети руками прокатывают мяч по полу, стараясь «ужалить» - попасть в ноги другому игроку. Ужаленный игрок поворачивается спиной в круг и не принимает участие в игре до тех пор, пока не «ужалят» следующего.

Дети не дают себя «ужалить», задерживая мяч руками.

«Быстро шагай»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на

другой стороне – водящий, который стоит спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: « Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.

Нельзя бежать, шагать быстро и ритмично в соответствии с текстом.

«Фантазёры»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т.д.) Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.

Каждый игрок старается придумать свою фигуру.

«Фонарики»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: офтальмотренажёр.

Цель игры: профилактика близорукости, расслабление после физической

или умственной нагрузки.

В помещении к потолку или стене крепится офтальмотренажёр. Дети в любом удобном исходном положении (лёжа на спине, сидя, стоя и др.) отслеживают глазами движение поочерёдно загорающихся цветных ламп.

Головой и туловищем двигать нельзя.

«Смена мест»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Игроки 2 команд строятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки. По команде: «Разойтись!» расходятся свободно по площадке, а по команде: «Смена мест!» строятся в шеренгу на стороне другой команды. Отмечается команда, которая быстрее и без ошибок

построилась.

Очерёдность игроков при построении можно не соблюдать.

«Тишина»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: тренировать статическое равновесие.

Игроки шагают в колонне и говорят:

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумит камыш. Засыпайте малыши.

С последними словами дети останавливаются и принимают любую статическую позу. В таком положении они находятся до тех пор, пока педагог не досчитает вслух до десяти. Игроки, которые пошевелились или не удержали равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 3-4 раза.

Проигравшие игроки временно выбывают из игры.

«У ребят порядок строгий»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать организованность и развивать внимание.

Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий, знают все свои места.

Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Можно строиться в колонны или шеренги.

«У кого колечко»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: шнур с колечком.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура соединяют. Игроки строятся в круг, удерживая шнур двумя руками внизу, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети руками передвигают кольцо по шнуру, а по команде: «Стой!» водящий открывает глаза и пытается отгадать, у кого в руке спрятано кольцо.

Подсказывать водящему нельзя.

«Паровозик, копна, гусеница»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять передвижения и перестроения в сцеплении.

Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Паровозик!» кладут руки на плечи впередистоящему и передвигаются в сцеплении на пятках; по команде: «Копна!» перестраиваются в круг, держась за руки, идут к центру и

поднимают руки вверх; по команде: «Гусеница!» перестраиваются в колонну по одному, принимают упор на коленях и передвигаются в сцеплении, положив руки на голени впередистоящего.

Не разрывать сцепления, чётко выполнять команды.

«Море волнуется»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз, море волнуется – два,

Море волнуется – три, морская фигура на месте замри.

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

«Рыбы, птицы, звери»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч.

Цель игры: расширять кругозор, развивать сообразительность.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч поочерёдно игрокам и говорит одно из трёх слов: «Зверь», «Рыба» или «Птица». Поймавший мяч должен быстро назвать любое животное, рыбу или птицу и бросить мяч обратно водящему. Игрок, который ошибся или не ответил, получает штрафное очко.

По окончании игры отмечаются дети, которые не получили штрафных очков.

«Светофор»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 3 круга или кольца красного, зелёного и жёлтого цвета.

Цель игры: воспитывать внимание.

Игроки строятся в шеренгу или сидят на скамейке. Педагог поочерёдно поднимает вверх круги в разной последовательности. На красный цвет дети молчат, на жёлтый – хлопают, на зелёный - топают. Отмечаются самые внимательные игроки.

Можно придумать другие упражнения.

«Запрещённое движение»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать внимание и моторную память.

Игроки строятся в круг, в центре круга - педагог. Педагог выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Игроки, которые повторили запрещённое

движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.

Запрещённое движение надо менять через 4-5 повторений.

«Съедобное - несъедобное »

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч.

Цель игры: развивать сообразительность быстроту реакции.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий поочерёдно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово (дерево, яблоко, стол, пуговица и др.) Если слово означает съедобное понятие (конфета, молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если же слово означает несъедобное понятие (банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных игроков.

Если детей много, то можно ввести в игру двух водящих.

«Ударь по мячу»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 мяча среднего диаметра.

Цель игры: развивать ориентацию в пространстве.

Участвуют 2 игрока. Напротив каждого на расстоянии 2-3 м лежит мяч. Игрокам завязывают глаза и раскручивают 2-3 раза. После этого им нужно подойти к своему мячу и ударить по нему ногой. Отмечаются игроки, которым удалось это сделать.

Можно помочь игроку, который не может найти свой мяч.

«Тихо - громко»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: маленький предмет.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Дети строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Педагог даёт одному из игроков предмет, который нужно спрятать. Все дети,

кроме водящего, знают, у кого находится предмет. Водящий открывает глаза и старается определить ребёнка с предметом. Если водящий приближается к игроку с предметом, то дети громко хлопают, когда удаляется – хлопают тише.

Игра продолжается пока водящий не найдёт предмет. Можно говорить водящему «горячо – холодно»

«Летает – не летает»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, самолёт, птица, бабочка и т.д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи руками.

Можно построить игроков в шеренгу или круг.

«Фигуры»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать творческие способности.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Под музыку или звуки бубна игроки шагают по кругу в колонне, а по сигналу останавливаются и не двигаются, приняв различные позы. Водящий выбирает того, чья фигура понравилась ему больше, и меняется с ним местами.

Игра продолжается 4-5 раз. Отмечаются наиболее интересные фигуры.

«Кто ушёл»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать наблюдательность и внимание.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Водящий запоминает детей и закрывает глаза. Один игрок уходит из зала. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из детей ушёл. Если он отгадает, то сам выбирает водящего, если нет, то водящего выбирает педагог.

Детям нельзя подсказывать водящему.

«Узнай товарища»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: повышать активность сенсорных систем.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.

Не подсказывать, отмечаются самые внимательные игроки.

свернуть

Для воспитанников от 5 до 7 лет

«Пять шагов»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать сообразительность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и а каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки которые справились с заданием.

Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, птиц, рыб и т.д.

«У кого мяч»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч малого диаметра.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре круга – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч.

Если водящий угадал, то он становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.

Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.

«Мяч соседу»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 мяча среднего диаметра.

Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга,- по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется 4-5 раз, после чего отмечаются игроки, которые хорошо передавали мяч.

Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

«Поймай палку»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: гимнастическая палка.

Цель игры: тренировать быстроту реакции на сигнал.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий, который руками удерживает гимнастическую палку на полу вертикально за верхний конец. Водящий называет по имени одного из игроков, отпускает палку, а названный игрок должен поймать палку не давая ей упасть.

В средней группе роль водящего выполняет педагог, диаметр круга можно увеличивать.

«Воротца»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде: «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря: «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

«Летучий мяч»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч среднего диаметра.

Цель игры: закреплять перебрасывание и ловлю мяча.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий. По сигналу игроки перебрасывают мяч через центр круга, а водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то водящий становится в круг, а игрок, которому выполнялась передача, становится водящим.

Диаметр круга 4-5 м, мяч бросать одной рукой от плеча.

«Охранник»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мячи малого диаметра по количеству игроков, мяч большого диаметра, клюшка.

Цель игры: тренировать меткость.

Игроки строятся в круг, в центре круга на полу лежит большой мяч, рядом с ним стоит водящий с клюшкой – «охранник». Дети по очереди руками прокатывают по полу свой мяч, стараясь попасть в большой мяч, а охранник не даёт им этого сделать, отбивая их мяч клюшкой. Отмечаются самые меткие игроки.

Диаметр круга – 4-5 м, нельзя бросать мяч.

«Земля или небо»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 мяча разного цвета.

Цель игры: развивать внимание и быстроту мышления.

Игроки строятся в круг, в центре круга водящий с двумя мячами в руках (один мяч – земля, другой – небо). Водящий бросает одному из детей любой мяч, игрок ловит мяч и в зависимости от того какого цвета мяч называет животное, если этот мяч «земля» или насекомое, птицу - если мяч –«небо». Игроки, которые ошибаются или долго думают, получают штрафное очко. По окончании игры отмечаются дети, не получившие штрафных очков.

Нельзя повторять названия животных, птиц или насекомых, которых уже называли.

«Повтори наоборот»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать пространственную координацию.

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают вниз и т.д. Отмечаются самые внимательныеигроки.

Игру можно проводить в разных положениях – стоя, сидя, лёжа.

 

«Зеркало»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать артистичность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные движения (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т.д.) Игроки одновременно с водящим копируют все его движения, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

«Зеркало»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать артистичность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные движения (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т.д.) Игроки одновременно с водящим копируют все его движения, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

«Повтори наоборот»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать пространственную координацию.

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают вниз и т.д. Отмечаются самые внимательныеигроки.

Игру можно проводить в разных положениях – стоя, сидя, лёжа.

 

«Зеркало»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать артистичность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные движения (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т.д.) Игроки одновременно с водящим копируют все его движения, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

свернуть