Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет - является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
- Нарушение количества слогов в слове:
- Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
- Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
- Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».
- Нарушение последовательности слогов в слове: (перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»
- Искажение структуры отдельных слогов:
- Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
- Вставки согласных: ковёр – «конвёр».
- Уподобление: молоко – «макако»
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Причины нарушений слоговой структуры слова
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка:
- недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что готовность к звуковому анализу и синтезу слов не формируется самостоятельно.
- недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
- сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
- несформированность ритмической и динамической организации движений;
- неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
Предлагаемые игры и упражнения помогают ребенку усвоить деление слова на слоги, определять ударные и безударные слоги.
«Договори слово»
Произнесите любой первый слог, а ребенок второй (двусложные слова). Пусть он проговорит по слогам получившиеся слова полностью: ШИ-НА, РА-НА, РУ-КА, РА-MA, РЕ-КА, ВО-ДА, ВЕТ-КА, СУМКА, ШУТ-КА, ЛОД-КА, МАР-КА, РЕП-КА..
«Магнитофон»
В эту игру надо играть втроем. Первый играющий (взрослый) называет первый слог РА, второй (взрослый) — МА, третий (ребенок в роли магнитофона)— называет слово целиком РАМА.
«В слове слог договори, будь внимательным, смотри».
Предложите ребенку добавить слог ЗА только в том случае, если получается слово: ЗАНОЗА, СТРЕКО- ЗА, КОЛБА- ..., ГЛА- ЗА, ВА- ЗА, МИМО-ЗА. (Слоги и слова вы можете подобрать самостоятельно).
«Телеграф».
Взрослый произносит двусложные или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш), а ребенок отхлопывает, отстукивает количество слогов в названном слове — передает слово по телеграфу.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2021/01/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-narusheniya
Подготовил учитель-дефектолог Быкова И.С.