Советы дефектолога

Развитие межполушарного взаимодействия - зарядка для ума

27.04.2021

На пороге школы

16.04.2021

Как развивать слуховое внимание и фонематический слух дошкольника

03.03.2021
Учитель-дефектолог Миткевич Ирина Александровна
развернуть

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие звуки, звуки «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционно-педагогическая работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.

Каким образом,   и в какие сроки происходит развитие слухового внимания и  фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста?

В 2 – 4 месяца происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему человеку. В 5 месяцев дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки и т.д.  К 6 месяцам ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

К двум годам у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослого, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает.

В три года  у ребенка уже хорошо развито фонематическое восприятие: ребенок почти не смешивает слова, близкие по звучанию, и пытается сохранить слоговую структуру слова. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного произнесения звуков.

Четырехлетка отмечает ошибки в произношении других детей, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

В пять лет ребенок узнает звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук, различает повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

Ребенок шести лет  выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцирует близкие по звучанию фонемы.

 Работа по развитию слухового внимания и формированию фонематического слуха дошкольника строится поэтапно:

1  этап – узнавание неречевых звуков,

2 этап – различение высоты, тембра, силы голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз,

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу,

4 этап – дифференциация слогов,

5 этап – дифференциация фонем,

6 этап -  развитие навыков элементарного звукового анализа.

 Для самых маленьких для развития слухового внимания можно предложить  следующие игры:

«Отгадай, что звучит»  - за ширмой спрятаны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка  и т.д. Взрослый за ширмой звенит бубном и др. и предлагает       отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и  контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

 «Кто внимательный» - взрослый  и ребенок сидят на расстоянии 2-3 м друг от друга. Рядом с  ребенком разложены игрушки. Взрослый говорит, что сейчас будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкцию: «Возьми мишку и посади в машину». И т.д. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их четко и тихо.

«Угадай, кто кричит» - взрослый показывает  картинки или игрушки животных, обыгрывает их, подражая их крику. Затем он просит  послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это.

«Где позвонили» - ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает  в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок  должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.

«Иди – беги» - взрослый стучит в бубен, или другой шумовой предмет, тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок  выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3-4 раза.

С детьми 4-6 лет игры могут быть уже более сложными. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается фишка. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч друг другу.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый.

«Звенит» - «жужжит»

Взрослый называет слова со звуками «З» и «Ж», и  предлагает ребенку определить, «звенит» оно (слово),   или «жужжит».

 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» звук «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце.

«Цепочки слов»

Эта игра -  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Можно проводить такую игру, подобрав соответствующие  предметные картинки.

«Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем  громко и отчетливо называет слово. Ребенок отхлопывает в ладоши слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

                          

Поиграйте с ребенком в эти игры, или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть вместе с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения!

 

Уважаемые родители! Более подробно о формировании слухового внимания и фонематического слуха у детей дошкольного возраста  вы сможете прочитать в следующих изданиях:

  1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
  2. Алтухова, Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребёнка к школе. – С.- П., 1998.
  3. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 4-6 лет. – М.: «Баласс», 2002.
  4. Кислякова, Ю.Н. Звуки различаем – слова составляем: пособие для детей дошкольного возраста. – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 16 с.
  5. Кислякова, Ю.Н. Звуки, слова, рифмы: пособие для детей дошкольного возраста – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 16 с.

 

Материал подготовила учитель-дефектолог Миткевич И.А.

 

свернуть

Поможем малышу заговорить.

21.01.2021
Учитель-дефектолог Миткевич Ирина Александровна
развернуть

 

Информационная поддержка родителей

                                                                Ваш малыш не говорит…

    Психологами и лингвистами давно доказано, что именно в первые три года жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Поэтому так необходимо создать условия для максимального развития речи именно в этот период. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста, кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, ПОМНИТЕ:

  • Нельзя использовать прямые инструкции: «СКАЖИ!», «ПОВТОРИ!»
  • Ребенок не должен догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
  • Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
  • Не бойтесь перехвалить ребенка.
  • Необходимо пройти медицинское обследование, обратиться к логопеду, психологу, если ваш ребенок не говорит.
  • Не упускайте время, чем раньше будет проводиться коррекционная работа, тем быстрее будет достигнут результат.

   Вы в растерянности. Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

             Что же делать родителям?       

Не упускайте время, воспользуйтесь простейшими советами специалистов:

  • Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями.
  • Во время проведения режимных моментов, в частности, одевания на прогулку, многократно проговаривайте названия предметов одежды, разворачивая перед ребенком диалог, где сами и спрашиваете, и отвечаете. Аналогично вы можете организовать и кормление ребенка, обсудив при этом блюдо, которое ребенок ест, посуду, из которой принимает пищу.
  • Постепенно ребенка косвенно поощряйте к вступлению в диалог – после вопросов делайте все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)
  • Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок одновременно слушал ваши слова и всматривался в артикуляцию губ.

   Через какое-то время ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему. Вы должны помнить, что ребенок не сможет сразу улучшить качество речи самостоятельно.

    На первых порах  не следует принуждать его повторить слово точно, поскольку он еще к этому не готов. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция малыша.

   Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.

  • Следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения.

Следите, чтобы игра и общение с Вами доставляли ребенку удовольствие!

Учителя-дефектологи государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Фаниполя» готовы оказать Вам консультативную помощь по вопросам развития речи Вашего ребенка. Приглашаем Вас к сотрудничеству!

Материал подготовила учитель-дефектолог Миткевич И.А.

свернуть

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

05.01.2021
Учитель-дефектолог Миткевич Ирина Александровна
развернуть

 

 Информационная поддержка родителей

 Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые  сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона» или «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые ко­роткими стихами, благотворно действуют на развитие  речи детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.       Выполнение упражнений и ритми-ческих движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах коры головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых и двигательных  зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.       Игры с пальчиками создают  благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.       Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений

6.       У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7.       В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы

I.                   Упражнения для кистей рук:

·        развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

·        учат напрягать и расслаблять мышцы;

·        развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

·        учат переключаться с одного движения на другое.

II.        Упражнения для пальцев условно статические:

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Ill. Упражнения для пальцев динамические:

·         развивают точную координацию движений;

·         учат сгибать и разгибать пальцы рук;

·         учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возра­ста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме­сяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

ü поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;

ü разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

ü растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной фор­ме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками.

При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нуж­но учить:

ü катать между ладошками и пальчиками шарики, крупные бусины,  орехи, палочки разного размера;

ü рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины, соленого теста  или пластилина;

ü перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки, фасолины и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы) - «Бабочка», «Лодка», «Флажок» и пр..

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то от­рабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных заняти­ях. Занимайтесь ежедневно, желательно  несколько раз по 3-5 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере­ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

           Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие иг­ровые задания:

1.  Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инст­рукции, затем на счёт «раз-два».

Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последователь­ность упражнений.

2.  «Рассказывать руками» стихи, сказки, маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл па­роход (упражнение «пароход»), он сильно гудел. Рыбка испугалась и уплыла».

Желаем успеха!

Материал подготовила учитель-дефектолог Миткевич И.А.

свернуть

Пальцы учат говорить.

08.12.2020
Учитель-дефектолог Миткевич Ирина Александровна
развернуть

 

 Методическая поддержка родителей

Пальцы учат говорить

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок не правильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может соответствовать возрастной норме.

     Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут без проблем произвести движения ладонью «КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ». Если же затрудняется, то это говорит об определенных нарушениях.

     Обнаружив подобные проблемы у ребенка не огорчайтесь и не отчаивайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития мелкой  моторики и координации движений рук.

Работа по развитию движений рук должна  проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики, каштаны, желуди.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два - указательный и средний, далее - три, четыре, пять.
  • Показать отдельно только один палец – большой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Кистями руки делать «фонарики».
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
  • Рассортировать горох и фасоль (разные крупные пуговицы, бусинки, семечки, каштаны, желуди и проч.)
  • Нанизать прищепки разного цвета на разные шнурки (веревки)
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палочку или карандаш (получается колечко или спираль).
  • Наматывать пряжу на клубок.
  • Наматывать цветные ленточки на палочки.
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурах.
  • Развязывать неплотные узлы на веревке.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором (металлическим, пластмассовым), мозаикой, кубиками, строительными наборами.
  • Складывать и разбирать матрешек.
  • Игры с вкладышами.
  • Рисовать в воздухе (пальцем, сухой кистью, карандашом или просто палочкой).
  • Игры с песком (постройки, игры с игрушками типа киндер-сюрприз, пересыпание песка из одной баночки в другую при помощи ложки и т.д.).
  • Игры с водой (выловить ситечком мелкие игрушки в тазике с водой, переливать воду из одной емкости в другую и проч.).
  • Мять руками поролоновые шарики, губку (можно одновременно ритмично произносить строки небольшого стихотворения).
  • Сжимать резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
  • Мять бумагу, делая небольшие шарики-комочки, а затем аккуратно расправлять их.
  • Обрывать по контуру нарисованный на листе бумаги предмет.
  • Рвать полоски цветной бумаги на мелкие кусочки, а затем выкладывать ими аппликацию в технике «мозаика» (грибок, цыпленок, елка ит.д.).
  • Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).
  • Обводить по контуру и по пунктиру изображение или трафарет.
  • Раскрашивать.
  • Штриховать (внутреннюю и внешнюю часть нарисованного предмета).
  • Резать ножницами.

Материал подготовила: учитель – дефектолог Миткевич Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

       

свернуть

Артикуляционная гимнастика

30.10.2020

                          Артикуляционная гимнастика – это важно!

  Своевременное овладение правильной, чистой речью, имеет важное
значение, для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой
речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и
желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной
деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма
затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый
отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является
одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в
школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить
неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие
негативные последствия.
Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно
раньше.
  К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, год от
года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и
ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального
становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного
аппарата.
  Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка
развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых –
будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением –
глубоко ошибочно.
  Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны
речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания
со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста
имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти
недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную
речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет
за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и
закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы
и могут сохраниться на всю жизнь.
  Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как
изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
  Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки (с, з, ц, ш, ж, ч, л, р),
его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать
необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного
движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
  Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами
могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее


преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их
мышцы будут уже подготовлены.


3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но
вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо
помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму
на начальном этапе.


4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и
взрослым – научиться говорить правильно и красиво.
Рекомендации к проведению упражнений:

  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как
ребенку необходим зрительный контроль, в спокойной обстановке, при
достаточном освещении. После того, как малыш немного освоится, зеркало
можно убрать.
  Темп упражнений можно постепенно увеличить и выполнять их под счет от 1
до 5, далее можно увеличить длительность – от 1 до 10. При этом следите, чтобы
упражнения выполнялись точно и плавно.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия,
поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день от 3-х до 5-
10 минут, можно в течение дня повторять еѐ несколько раз.
Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом
положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном состоянии.
  Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого
лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а
следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.
  В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть
награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного
оформления игры, занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои,
привлечение стихотворных текстов, сказок.

Предлагаем вашему вниманию некоторые артикуляционные упражнения,
которые вы сможете без труда выполнить вместе с вашим ребенком.
  1. «Рыбка» («Акула»)
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними
зубами. Удержать под счет от 1 до 5.
Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.
  2. «Лягушка»
Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны
быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.
Вот понравится лягушкамТянем губки прямо к ушкам.
  3. «Хобот» («Слон»)
Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.
Подражаю я слону,
Губки хоботом тяну.
4. «Заборчик»
Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы.
Удержать под счет от 1 до 5.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
5. «Бублик»
Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет
от 1 до 5.
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
6. «Лопатка»
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык
не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.
Язык лопатой положи
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.

Материал подготовил учитель-дефектолог Миткевич Ирина Александровна

свернуть