Скоро в школу

"Ребенок идет в школу"

Казалось бы,  нет ничего легче, чем приготовить ребенка к школе: купил красивый портфель, карандаши, краски, ручку, школьную форму и еще что-нибудь из одежды, чтобы ребенок выглядел торжественно и нарядно.А на самом деле не так все просто. Оказалось, что поступление в школу для некоторых детей означает настолько важную перемену, что они одолевают ее не без трудностей, которые могут оставить след на всю жизнь.

   Большинство детей с радостью ожидают поступления в школу, и начало занятий проходит у них без какого-либо потрясения. Это, как правило, дети, которые воспитываются в семьях с детьми-школьниками. Многое они уже знают по рассказам старших братьев и сестер, многому от них уже научились и не пугаются незнакомой обстановки.Социальную адаптацию большинство детей получает в учреждении дошкольного образования. Система работы в учреждении дошкольного образования направлена на физическое; социально-нравственное и личностное; познавательное; речевое; эстетическое развитие воспитанников. Т.е. у выпускника учреждения дошкольного образования уже сформированы многие представления. Такие дети лучше учатся, потому что привыкли к регулярному выполнению заданий, к наставлениям воспитателя и подчинению, приучились к дисциплине; знают, что такое коллектив.

   Однако не все дети понимают, с какой целью нужно идти в школу: для них весь мир — игра. Они не всегда готовы к новым требованиям, новому коллективу, психологическим, физическим и интеллектуальным нагрузкам. Несмотря на то, что в начальной школе преобладают игровые технологии, следует помнить, что игра теперь несколько другая — развивающая, направляющая; формирующая знания, а не представления. Насколько ребенок усвоит эти знания, настолько успешной будет его дальнейшее обучение в школе. Поэтому роль семьи в этом направлении также будет важна: расскажите своему ребенку о школе; о своем школьном детстве; об учителях, которые вас учили; о случаях из вашей жизни и т.д. Важно, чтобы ребенок понял, что школа живет по своим, определенным законам, и в школу он идет получать знания для дальнейшей жизни.

Как же подготовить ребенка к школе?

Чего не следует делать. Не нужно баловать, укреплять в мысли, что он умнее, красивее других, лучше их одет. Нельзя и жалеть: вот, дескать, бедненькому пришла пора идти в школу, конец всем вольностям и радостям. Ни в коем случае не пугайте детей школой: «Иди-иди, в школе с тобой не будут церемониться!..». Такой метод не способствует правильному отношению ребенка к школе, а формирует страх, негативное к ней отношение.

   Готовить ребенка к школе надо с малых лет. Прежде всего, важна семейная атмосфера — она должна быть пронизана радостью, любовью, взаимопониманием родителей, их чуткостью к потребностям ребенка. Родители должны находить время для непосредственного общения с ребенком. А времени-то и не так много нужно: всего 20-35 минут в день, когда вы можете пообщаться, узнать о тревогах и радостях своего ребенка, как прошел его день; поиграть с ним. В такой обстановке он чувствует себя уютно и хорошо развивается. У него должно быть вдоволь игрушек, развивающих его ловкость, подвижность, мышление. Ни одна компьютерная игра не заменит ребенку игру со строительным материалом, сюжетно-ролевую игру. У ребенка должны быть в достатке материалы для изодеятельности: альбомы для рисования, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, бумага для вырезания, ножницы с тупыми концами, пластилин и др.

   Научите своего ребенка проводить разные линии: прямую, волнистую, чертить круг, рисовать домик, стол, солнце, дерево, фигурки людей и др. Занимайтесь с вашим ребенком лепкой: это развивает мелкую моторику рук.

   Должен ли ребенок читать при поступлении в школу — вопрос спорный. Конечно же, хорошо, если ребенок читает, однако принуждать его к учению совершенно неправильно. Если он спрашивает, что означает та или иная буква, скажите, но он сам должен этим интересоваться! Также и с цифрами, в пределах 10. Принуждение оттолкнет ребенка от стремления познать что-то, и это чувство может остаться в нем надолго.

    Учебная программа дошкольного образования не предусматривает обучения ребенка чтению, однако выпускник учреждения дошкольного образования должен уметь делать звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры; подбирать слова с заданным звуком; уметь делить двух-, трехсложные слова на слоги; выделять ударный слог, определять место ударения в структуре анализируемого слова; понимать смыслоразличительную роль ударения; знать, что такое предложение, делить его на слова, составлять предложение из 2-4 слов без предлогов и союзов; правильно употреблять в речи термины «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

   При поступлении в школу ребенок должен находить «один» и «много» среди предметов и явлений окружающего мира; считать предметы до 10; узнавать цифры от 0 до 9; делить целое на 2-8 частей; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; адекватно условиям употреблять слова «часть», «половина»; уметь раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания их длины, толщины, высоты, величины; знать и называть геометрические фигуры; устанавливать пространственные отношения объектов по отношению друг к другу (справа, слева и др.); определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, пор года.

    Очень часто бывает так, что ребенок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображенную на картинке, никак не может. Графический образ цифры  для него — это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс, и без помощи взрослых здесь не обойтись.Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6, 9, 3 и 8, 4, 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Ребенку нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребенку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти ее сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 — лебедь, 8 — очки.Если подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет более легким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывают все «на лету». Это для нас, взрослых, все легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счетом, все очень сложно.

   В настоящее время стали модными развивающие школы по подготовке ребенка к школе. Отношение у специалистов к ним различное, но можно сказать определенно: обучение ребенка дошкольного возраста должно идти параллельно учебной программе дошкольного образования.

    При поступлении в школу ребенок должен быть самостоятелен настолько, чтобы мог сам одеться, умыться, причесаться, вести себя за столом, как это принято в обществе; знать свой домашний адрес, маршрут в школу и из нее. Конечно же, лучше, чтобы первоклассника в школу и из школы сопровождали родные люди, но все равно он должен знать простые правила уличного движения — по какой стороне идти, где переходить улицу и т.д.

   Обратите внимание на то, как ваш ребенок подчиняется требованиям. Если он непослушен дома, то останется таким и в школе — возникнут ненужные конфликты. К сожалению, родители нередко подают дурной пример — неприятные работы по дому не доводятся до конца, откладываются со дня на день. Это видит ребенок и точно также станет относиться к домашним заданиям. Такое отношение к школьным заданиям обязательно приведет к постоянным конфликтам с учителем, поэтому настаивайте на завершении любого, пусть даже самого неприятного задания. Так называемая трудовая зрелость является частью общей подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста, независимо от того, мальчик у вас или девочка, в семье должны быть какие-то обязанности: полив цветов, уход за животными и т.д. Ребенок может многому научиться, делая под присмотром мамы, небольшие покупки: вежливо просить товар, благодарить, подсчитать сдачу и т.д.

   Не перечьте, если врачи предложат отсрочить поступление в школу на год по медицинским показаниям.

Помните! В жизни ребенка поступление в школу — это важный поворотный пункт, требующий изменений в мышлении и поведении, несущий с собой большие умственные, эмоциональные и социальные нагрузки.

Весь дошкольный период является собственно подготовкой к таким переменам. Если ребенок вступит в новую, более важную стадию развития безболезненно — это в немалой степени заслуга родителей (законных представителей).

Материал подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности: Рычкова Г.А.

Литература

  1. Учебная программа дошкольного образования.
  2. Образовательные стандарты дошкольного образования.
  3. Анищенко, О.А. и др. Впереди школа/ О.А.Анищенко, М.В.Мащенко, В.А.Шишкина.—Минск: Народная асвета. 2000.
  4. Кушнир, Н.Я. Детский сад — школа: проблемы преемственности/ Н.Я.Кушнир.— Минск: Полымя. 2000.